Как обучались искусству художники итальянского Возрождения часть 1

Обучение искусствуМантенья, Верроккьо, Леонардо да Винчи, Микеланджело - величественные имена эпохи Возрождения. Каждый из них – яркая индивидуальность. Несмотря на то, что они являются представителями одного периода, их произведения кардинально отличаются. Мастера проявляют сильный интерес к античности и духовности. Разработка новых профессиональных методов обучения изобразительному искусству является основой творчества каждого из художников.

В период Средневековья отношение к художникам и ремесленникам было совершенно одинаковым

 В эпоху Возрождения стало модным среди знати заказывать роскошные авторские произведения, и украшать ими свои имения. Но, несмотря на это, художники, точно также, как и ремесленники работали в цехах и корпорациях. Обучение искусству, особенно на начальных этапах, было таким же, как и обучение ремеслу.
Много скульпторов, которые в дальнейшем стали всемирно известными, к примеру, флорентийцы Лоренцо Гиберти и Лука делла Роббиа начинали свое обучение у ювелиров, которые считались мастерами золотых дел. В тот период мастерство художника, подобно ремеслу, довольно часто переходило из поколения в поколение.
Что же подталкивало молодых людей к изобретательному искусству и как они начинали им заниматься? Легенды утверждают, что Джотто был простым пастухом, и в качестве развлечения рисовал на песке овец. Живописец Чимабуэ, который в дальнейшем стал учителем Джотто, заметил эти рисунки. В то время, если мальчик в возрасте десяти лет проявлял интерес к искусству, родители брали его работы и показывали их известному мастеру. Художник, ознакомившись с произведениями ребенка, принимал решения. Если у подростка были художественные способности, то мастер брал его под свою опеку и обучал искусству.

Обучение длилось примерно три года

Основную часть своего времени ученик проводил с учителем в мастерской, иногда даже переезжал туда жить. Все расходы на содержание ученика наставник брал на себя. Сначала, обучающийся выполнял монотонную подручную работу, словно ассистент. Прежде всего, начинающего художника учили готовить левкас, перемешивая воду, клей и гипс, покрывать холст или доску специальным грунтом, а также готовить штукатурную смесь для создания фресок. Все эти задания нужно было выполнять аккуратно и особо точно.
Освоив первые азы, ученик переходил непосредственно к рисованию и живописи. Сначала молодой художник копировал работы мастера, помогал создавать картон – подготовительный рисунок для картин или фресок, консультируясь с учителем или с другими более опытными учениками. Ежедневные упражнения были неотъемлемой частью обучения.
После этого наступал долгожданный момент, когда учитель поручал своему молодому ученику создать небольшую часть фона произведения, над которым он работал. С каждым днем перед молодым художником ставились все более сложные задания. Вскоре он работал над комплексными и очень ответственными элементами фресок или картин, и совместно с другими учениками создавал целые фигуры. Давайте рассмотрим картину «Крещение Христа» Андреа Верроккьо. Ангел, который изображен слева, был написан его молодым учеником Леонардо да Винчи. Многие искусствоведы признали, что в этом произведении ученик превзошел своего наставника. Существует множество композиций, в которых только центральная часть была создана кистью мастера, а все остальные элементы выполнялись учениками. Бывало, что учитель только придумывал композицию и создавал картон, а картину писали молодые художники. По окончанию работы мастер лишь подчеркивал наиболее важные детали. При создании фрески, художнику особенно нужна была помощь учеников, поскольку произведение необходимо закончить, пока штукатурка полностью не высохла.

В мастерских можно было получить разностороннее художественное образование

К примеру, в мастерской Андреа Верроккьо помимо искусства живописи, так же изучали основные азы анатомии, оптики, математики и перспективы. Именно в этой мастерской началась творческая деятельность таких живописцев как Леонардо да Винчи, Пьетро Перуджино, Лоренцо ди Креди. Главным наставником и авторитетом для начинающих художников был учитель, который вдохновлял молодых мастеров своим талантом и творчеством. Но, несмотря на это, индивидуальность воспитанников всегда была в приоритете. Ученики знакомились с методикой мастера и на ее основе развивали свои идеи и способности. Это было главным аспектом обучения. Бывало, что из мастерских простых художников выходили настоящие, высокообразованные мастера. Учителем Андреа Мантенья был малозначительный живописец Франческо Скварчоне. Однако, наставник сумел привить молодому художнику интерес к античному искусству и раскрыть в нем огромный талант. Ученики, не обладающие великим талантом, после обучения в мастерских, становились хорошими специалистами. Благодаря этому, изобразительное искусство того периода, было на высоком уровне.

Eoieou ea?oeiu ianeii

Главное меню

Копии знаменитых картин

Наши работы


Портреты на заказ Фреска