Гризайль. Часть 1

Гризайль - рисунок в оттенках серогоГризайлью называют живопись, выполненную в различных оттенках одного цвета, чаще всего серого. Слово «гризайль» французского происхождения: (grisaille от gris – серый).

С ХVII века она применяется как самостоятельный вид живописи при росписи интерьеров в стиле классицизма. У нас сохранились прекрасные образцы во дворцах городов Пушкин, Павловск, глее, главным образом, в этой технике имитируется скульптурные рельефы. Для выполнения монументальных росписей существовала система колеров. Соответственно эскизу составлялось необходимое количество колеров различной тональности, с помощью которых художники добивались плавных цветовых переходов, иногда замесы могли соединяться, получались оттенки промежуточной тональности, что усложняло и обогащало живопись.

В более позднее время и в наши дни эта техника получила широкое распространение. Ее используют художники монументалисты, станковисты. В некоторых вузах и училищах гризайль применяют в учебных целях – для практического знакомства с разнообразными приемами масляной живописи.

Слово «гризайль» переводится как серый, но это не значит, что можно использовать только черную краску и белила. Какого цвета быть гризайли, решает художник. Она бывает черная, коричневая, зеленоватая, розовая – любая, важно, чтобы соблюдался принцип, характеризующий эту технику: выполнение произведения одной краской с добавлением белил.

В гризайли работают тоном, однако возможности ее настолько велики, что, разыгрывая тональные нюансы, талантливые художники добиваются полного ощущения цветового богатства действительности.

М. Врубель говорил, что он может с помощью одного лишь тона передать все переливы перламутровой раковины так, что будет ощущаться ее цвет. И ему это действительно удавалось.

Иногда в черно- белом варианте живописец может взять настолько точно большие тональные отношения и вместе  с тем настолько точно разыграть все нюансы, что, с одной стороны, полностью ощущаешь колорит всего произведения, отдельную окраску предметов, а с другой гризайль оставляет место и для цветовой фантазии, индивидуального восприятия картины.

В чем же тайна гризайли? Как художник добился того, что предмет, написанный оттенками одной краски, кажется цветным?

Дело в том, что в живописи существуют свои законы. Каждый цвет имеет еще и тональное звучание. Например, синий темнее желтого.

Известный русский художник Н. Крымов тоном в живописи называл степень светосилы цвета. Он разработал систему тональной живописи, согласно которой считал, что нельзя добиться верного впечатления от определенного состояния природы при неверно взятом тоне.

Гризайль - рисунок Для работы гризайлью в портрете, пейзаже, композиции применяют масло, темперу, гуашь. Начинающим полезно выполнять пейзаж с натуры маслом в несколько сеансов. Для этого выбирается простой мотив, где присутствовали бы предметы с большим тональным диапазоном. Пейзаж  может быть как с ограниченным пространством (дворик), так и с глубоким (поляна, простор полей). Далее, нужно обязательно воспользоваться устойчивым состоянием дня, что бы писать несколько часов, лучше в полдень.

Прежде чем приступать к этюду, определите общий тон пейзажа, его светосилу. Полезно применять для этого тональный камертон. Какой тональности вы возьмете белое и черное в пасмурную погоду? А в солнечную? Необходимо сделать небольшой эскиз, где четко определить общую тональность будущего пейзажа, учитывая ,учитывая, что в пасмурный день  она темнее, чем в солнечный.

В этом смысле целесообразно было бы написать в технике гризайли один и тот же мотив в различных состояниях. Рисунок желательно нанести на холст углем, затем смахнуть лишний уголь мягкой тряпкой, либо зафиксировать его.

 Прежде чем писать красками, решите , какой цвет выбрать основным для гризайли. Это существенный момент.

Для плотного по тональности, контрастного пейзажа, в котором присутствует много контрастного черного и белого, возьмите черную краску, например кость жженую; если пейзаж более мягкий, золотистый – умбру натуральную или марс коричневый.  Иногда бывает, что художники сами составляют колер основного тона, например, в черную краску добавляют сиену жженую.

Далее о гризайли читайте в нашей следующей статье.

Eoieou ea?oeiu ianeii

Главное меню

Копии знаменитых картин

Наши работы


Портреты на заказ Фреска