Гризайль. Часть 2

Техника Гризайль

В таком случае в чистом виде основной тон смотрится черным, а в разбеленном – не просто жестко-серым, а имеющим некоторую мягкость.

При подготовке эскиза вы определяете как общую тональность пейзажа, так и тональность отдельных предметов. Поэтому  в первой стадии выполнения пейзажа следует продолжить большие отношения и, главное, стараться вернее передать тональность предметов в отношениях к друг другу.

Если удастся выдержать общую тональность, вы избежите недостатка, которым часто страдают даже опытные художники: в работе появляются «дыры» - неверно взятые в тоне темные места. Они разрушают целостность произведения и излишне акцентируют на себе внимание.

При дальнейшем выполнении пейзажа необходимо все время думать о том, чтобы сохранить целостность силуэта, так называемое общее пятно композиции.

Прорабатывая отдельные ветки дерева или группы листьев, делайте это так, чтобы не разрушить силуэт дерева, которое всегда смотрится на фоне светлого неба темным пятном. Здесь важно уметь выявлять главное, характерное, подчиняя ему все незначительное и отбрасывая несущественное.

Постарайтесь проследить и как можно точнее передать с учетом воздушной среды тональные градации предметов. Добивайтесь, чтобы работа была пространственной не за счет размывания дальних предметов, а благодаря верному подбору тональных отношений.

В пейзаже, выполняемом в технике гризайли, не следует забывать о передаче материальности предметов, о технической стороне. Первую прописку не делайте пастозно, а при последующих нагружайте холст краской там, где это обуславливается особенностями натуры. Небо может быть написано легко, в протирку, красочная паста положена лишь на самых светлых местах облаков, выявляя их форму, а земля, освещенная солнцем, особенно на переднем плане, передается пастозно, что подчеркивает ее фактуру.

Хорошо, если в пейзаже имеется большое количество предметов из разного материала: бревенчатый дом, металлический навес над крыльцом, кирпичная стена строения, шелестящая, шелковистая листва дерева, глинистая земля, поросшая травой, - все это обязывает художника работать внимательно, дает возможность сделать картину убедительной, наполненной жизнью, рассказать зрителю о своих наблюдениях и впечатлениях. Именно такое отношение к предмету, к внимательной передаче детали мы находим в лучших пейзажах И. Левитана, С. Жуковского, А. Грицая.

Завершая работу над пейзажем, нелишне вспомнить, ради чего мы ее начинали. Если в окончательном варианте, выполненном одной краской с белилами, ощутим цвет выжженной солнцем травы, свежеструганных досок на новом заборе и крашенных голубой краской ставен, значит, цель достигнута.

На конечной стадии еще раз проверьте соотношение деталей и целого. Высший критерий – цельность произведения при наличии в нем деталей. Напротив, пересчет большого количества деталей, без отбора и обобщения снижает его художественные достоинства.

Живопись в технике гризайли является серьезным этапом в обучении художника. Поскольку работа идет только тоном и о цвете речи не ведется, то яснее и определеннее становится задачи цельности произведения, тональных отношений предметов, выразительности силуэтов, передачи материальности. Почерк и эмоциональная сторона художественного произведения – основные слагаемые мастерства.

Натюрморт в технике гризайль

В порядке упражнения в технике гризайли полезно написать натюрморт, портрет, эскиз композиции.

При постановке натюрморта подбирайте предметы с большим тональным диапазоном – от белого до черного. Это могут быть ткани, бытовые предметы: крынки, вазы, фрукты, корзинки. Старайтесь, чтобы в натюрморте присутствовали предметы контрастные по величине, форме, фактуре. Ставить натюрморт нужно так, чтобы предметы читались тонально и не путались. В этом случае вы сможете определить, что в нем самое светлое, что самое темное. Постарайтесь возможно точнее взять тональные отношения предметов к друг другу, а потом уже конкретизируйте форму, передавайте материальность, фактуру предметов.

Потрет в технике гризайль

При выполнении портрета перед художником стоит задача тоном характеризовать портретируемого, разобрать детали, не нарушая цельности впечатления. Постановка должна быть четко продуманной: например светлый силуэт головы на темном фоне. Гризайльный портрет будет своеобразной школой и сослужит добрую службу в дальнейшем творчестве. Помимо того, что в гризайли легче изучить передачу формы головы в пространстве и устройство отдельных ее деталей, можно пользоваться и приемами лепки кистью живой формы, изучить различные способы пастозного и лессировочного письма. Полезно также написать этюды фигуры как с ограниченным пространством, так и в интерьере.

Портрет техника ГризайльЕсли вам удастся передать точные тональные отношения и проработать форму предметов, то можно проделать эксперимент, который станет определенным этапом в постижении живописного мастерства. После того как вы дадите этюду хорошо просохнуть, попробуйте превратить гризайль в многоцветную живопись, используя лессировки и корпусное письмо. Верно взятые тональные отношения сделают свое дело, и вы, имея перед собой монохромную форму, многое поймете в работе цветом/

В ростовской мастерской живописи технику гризайли художники используют в основном при росписи стен в интерьере.

Eoieou ea?oeiu ianeii

Главное меню

Копии знаменитых картин

Наши работы


Портреты на заказ Фреска