Живопись акварелью часть 1

История живописи акварелью

Несомненно, живопись акварелью, является одной из самых выразительных и красивых. Легкая текстура красок с едва заметными переходами полутонов делают живописную картину чарующе притягательной. Такую картину можно рассматривать бесконечно, восхищаясь и удивляясь все новым и новым деталям, которые не были заметны при первом беглом взгляде на картину. Выполненную в технике акварель. Но что мы знаем об этой технике?
Источники утверждают, что техника акварели зародилась в Древнем Египте и использовалась для написания иероглифов на папирусе. Позже акварель получила свое второе рождение в восточных странах, Японии и Китае. Поскольку акварель представляет собой водорастворимую краску на основе природного пигмента, то в Китае акварель из черной становится цветной. Добавляются новые растительные красители. Палитра становится ярче, а значит, технические возможности расширяются. Во II веке нашей эры в Китае акварель применяется уже не только для написания иероглифов, но и для украшения написанного. Так появляется витиеватая роспись на форзацах книг и зарождается акварельная роспись по шелку. В XII-XIII акварель переживает свой расцвет в работах итальянских и испанских художников. А вершиной мастерства в акварельной живописи считаются работы немецкого живописца Альбрехта Дюрера.

Бумага

Однако, несмотря на свою легкость и изящество, техника акварели считается достаточно сложной. Во-первых, чтобы написать картину акварельными красками, необходима хорошая бумага.
В период зарождения акварелью писали на пергаменте из отбеленной кожи, на тонких пластинах, выточенных из слоновой кости, на отбеленных льняных тканях. Письмо акварелью по бумаге появилось значительно позже. Сегодня же акварелью пишут в основном по бумаге, очень редко по шелку.
Первые листы бумаги появились в XIV веке и делались из волокон льна. Это была бумага очень хорошего качества. В начале XVII века появился новый материал для изготовления бумаги – хлопок. Этот материал по качеству был значительно хуже, но доступнее и дешевле. С этого времени качество бумаги заметно снижается.
Современные магазины художественных принадлежностей предлагают широкий ассортимент бумаги на любой вкус. Это бумага изо льна, хлопка, древесины или даже соломы. Лучшей, конечно, может считаться бумага из хлопка.
Сегодня бумага производится по совершенно другой технологии и рецептуре, нежели в период своего зарождения. Так помимо растительных волокон бумага еще может содержать гипс, мел, водный глинозем, шпат, свинцовые белила и другие химические добавки. Для маскировки желтого цвета производители зачастую добавляют синие краски, такие как ультрамарин или берлинская лазурь. Кроме того, чтобы бумага была плотнее, перед прессовкой бумажная масса проклеивается крахмалом, желатином или животным клеем в соединении с квасцами. Еще для проклейки могут применять мучной клей или канифоль. Мучной клей использовался, правда, и в старину, так что на сегодня это самая подходящая и безопасная для бумаги добавка. Однако чаще всего в производстве бумаги используется желатин. Такая бумага имеет очень низкое качество. Она быстро зацветает и может покрыться пятнами при неправильном хранении, например, при повышенной влажности. Те химические вещества, которые добавляются в бумажную массу при изготовлении бумаги для улучшения ее будущего внешнего вида, конечно же, в последующем влияют на краску, которая может наноситься на такую бумагу. И это влияние будет не самым лучшим.
Живопись акварелью должна выполняться на бумаге только высшего качества. Современная бумага из древесины совершенно не годится, так как имеет свойство коричневеть или чернеть под действием яркого света. Бумага из хлопка не чернеет, но акварельная краска ложится на нее неровно. К тому же такая бумага плохо моется и скоблится. Идеальной бумагой для акварельной живописи считается бумага изо льна. Эта бумага высшего качества обладает безупречной белизной, не всасывает воду мгновенно, не содержит химические добавки. Такая бумага обладает хорошей плотностью и стойкостью, поэтому ее можно скоблить и мыть. На льняную бумагу краска ложится ровно, не теряя, а приобретая свою яркость.
Очень часто неравномерное распределение краски по поверхности бумаги происходит вследствие жирного налета, который остался на бумаге после изготовления. Чтобы избежать таких проблем, рекомендуется промывать бумагу дистиллированной водой с добавлением нескольких капель нашатырного спирта. Если бумага изо льна пожелтела и пришла в негодность, ее можно оживить, отбелив перекисью водорода.

Техника акварель

Сложность техники акварельной живописи близка к фреске или темпере, которые являются своего рода прародительницами акварели. Поэтому приемы и способы нанесения акварельной краски на бумагу появились еще до того, как акварель впервые была нанесена на бумагу.
Известно, что любая бумага при соприкосновении с водой теряет идеальную ровность и покрывается волнами. Это мешает качественно выполнить рисунок. Во избежание таких проблем бумагу натягивают на картон, либо же используют «стиратор» - прибор, напоминающий пяльцы. Лист бумаги помещается на деревянную раму и натягивается при помощи рамы чуть большего размера, которая надевается сверху. Таким образом, лист бумаги плотно зажат между двух деревянных рам и не теряет свою форму при намокании.
Живопись, выполненная чистой акварелью должна обладать особыми свойствами. Краски должны быть прозрачными и легкими, чтобы просвечивать белый тон бумаги. Однако легкость красок не должна наносить урон силе и яркости цвета. В чистой акварели использование белил совершенно исключается. Безукоризненная белизна бумаги должна сама играть роль белил. Это заставляет художника более аккуратно работать красками в тех местах, где предполагается выполнить отблески и отсветы. Местам, записанным краской, уже не вернуть первоначальной белизны, а использование белил будет заметным, так как они зачастую не совпадают с тоном бумаги. Чтобы избежать такой неприятности существует несколько приемов. Первый представляет собой поскабливание на бумаге тех мест, которые могут быть записаны краской, специальным ножом или скоблилкой («grattoire»). Бумага только высшего качества спокойно выдержит такое сложное механическое воздействие. Естественно, что при «скоблении» бумага должна быть совершенно сухой. Другой прием предполагает нанесение до начала рисунка жидкого раствора резины в бензине на те места, которые должны быть сохранены идеально белыми. Просохшую резину легко можно будет удалить ластиком по окончании рисунка.
Необходимо так же учитывать тот факт, что при высыхании акварельные краски теряют свою яркость примерно на одну треть от своего первоначально свежего цвета. Для того, чтобы соседние по тону краски легко стушевывались, то есть плавно переходили из одного тона в другой, рекомендуют смачивать бумагу снизу. Французы называют такой прием «travailler dans l`eau» - работать в воде.
Чтобы краски высыхали медленнее обычно принято использовать акваленту или акварелин. Иногда для этой же цели мед или глицерин разбавляют той водой, которой позже разводят краски. При этом нужно иметь в виду, что глицерин является опасным для акварели. На жирную бумагу краски ложатся плохо.
Интересным фактом является то, что акварельные краски могут быть дополнительным техническим средством в написании картин маслом. Так, например, они могут использоваться в подмалевке. Ведь на грунт «под масло» акварельная краска ложится тончайшим слоем, ровно и хорошо, совершенно не изменяя фактуру клеевого или эмульсивного грунта и не мешая дальнейшему нанесению масляной краски.

Гуашь

Родственной к акварельной живописи считается гуашь. Своим рождением техника гуаши обязана художнику Паоло Пино (1548). По внешнему виду живопись, выполненная гуашью, похожа на гуммиарабиковую темперу. Однако гуашевые краски, хоть и водорастворимые, более плотные, лишены прозрачности и при высыхании обладают более рыхлым слоем. Гуашь, в отличие от акварели, наносится более плотным слоем, при этом допускается смешивание их с белилами. Живопись гуашью может выполняться как специально приготовленными красками, так и акварельными красками с добавлением белил и нанесением их на поверхность бумаги методом гуаши, то есть толстым слоем. Однако с толщиной слоя надо быть предельно аккуратным, так как необоснованно плотный слой гуаши может растрескаться при высыхании.

Eoieou ea?oeiu ianeii

Главное меню

Копии знаменитых картин

Наши работы


Портреты на заказ Фреска