_

Жанрист по призванию. Павел Федотов. Часть III

Жанрист Федотов

Жанровая живопись, посвященная повседневной жизни людей, еще в дофедотовский период заняла заметное место в русском искусстве. В VIII веке с нею связаны имена И. Фирсова и В. Тропинина. Новаторство Федотова заключалось не в простом утверждении жанровой живописи как полноправного вида искусства, а в тех задачах, которые он ставил перед собой. Предшественники Федотова поэтически воспевали быт и нравы людей из народа, в этом заключалась прогрессивность их творчества. В основе картин Федотова всегда лежит жизненная драма, социальный конфликт, столкновение со средой. Вот почему его можно считать зачинателем критического реализма в русском искусстве.

Первым подомным опытом Федотова были рисунки, исполненные сепией в 1844-1846 годах. Не без влияния Хогарта он поставил себе целью дать серию картин, в которых высмеивался бы нравственный распад жизни высших сословий. Параллельно с критикой в его сепиях звучит тема горькой участи маленького человека.

В более ранних сепиях («первое утро обманутого молодого», «старость художника, женившегося без приданного в надежде на свой талант») обличительная тенденция выступает обнажено и слишком прямолинейно. Для пояснения смысла изображенных сцен Федотов вводит множество деталей, перегружая композицию. В более поздних – «следствие кончины Фидельки» и «Магазин» (1844-1846 г.) –  художник значительно преодолевает гротескность, постепенно переходя к реалистическому раскрытию образа. Последней в ряду исполненных им композицией  была сепия «бедной девушке краса – смертная коса» 1846 г. Судьба обездоленного маленького человека стала теперь главенствующей темой творчества Федотова. Впервые в истории русского искусства художник заговорил с таким проникновенным чувством о горькой участи женщины, задавленной нуждой и горем. Своей образной выразительностью и драматизмом рисунок Федотова с изображением сцены, разыгравшейся в одной из петербургских трущоб, близок произведениям молодого Достоевского. Федотов знал и Э. Сю, автора романа «Парижские тайны», судя по его неопубликованным стихам, посвященным В.М. Варнек.

Работа над сепиями, которые Федотов скромно называл «эскизами», вплотную подвела его к написанию картин масляными красками. Творческий путь Федотова, мастера картины был недолог. Он начался в 1846 году и окончился в 1852 году. Невелики были его произведения и по размерам. Несмотря на это, глубиной своего замысла, серьезностью затронутых вопросов и типичностью образов маленькие картины Федотова составили целую эпоху в истории русского искусства.

   Творчество Федотова можно разделить на два этапа, водоразделом для которых стали революционные события 1848 года.

 К первому периоду относятся картины « Свежий кавалер» (1846 г.), «разборчивая невеста» (1847 г.), «сватовство майора» (1848) и начатая в 1849 году – «завтрак аристократа». Сюжетом для них послужили эпизоды из частной жизни современного общества. Раскрывая свой замысел, Федотов не остался в пределах изображения одной лишь узкосемейной сцены. Затронутые морально-этические вопросы подняли значение его картин до уровня подлинной « Человеческой комедии».


Цены на услуги художников и мастеров Ростовской студии живописи

Заходите в нашу группу вКонтакте http://vk.com/club63988806



Eoieou ea?oeiu ianeii

Главное меню

Копии знаменитых картин

Наши работы


Портреты на заказ Фреска