Жанрист по призванию. Павел Федотов. Часть V.

Павел ФедотовПо сравнению со «свежим кавалером» действие стало более концентрированным, нет и былой перегрузкой деталями. Активнее стала роль света. Сложнее живописная система. Локальную окраску и ровное наложение сменило теперь богатство и разнообразие фактурного решения. Отказываясь от многословности повествования. Федотов продолжает пользоваться смысловым содержанием предметов. В «сватовстве майора» гармоничнее стали линии, плавно очерчивающие силуэты людей и очертания предметов, спокойнее и ровнее распределение света и тени, мягче сочетания тонов, музыкальнее ритм построения композиции. Изменились даже акценты, сделанные на деталях обстановки. Натюрморт органичнее включается в общий замысел композиции, потеряв прежнюю нарочитость.

Картина принесла Федотову заслуженное общественное признание. Талант художника был признан и Академией художеств, удостоившей его звания академика. Успех окрылил его. За «Сватовством майора» последовала картина «Завтрак Аристократа», первоначально носившей название «Ложный стыд». Художник вновь затронул морально-этические проблемы, осуждая слабости и пороки дворянства. Впервые в искусстве Федотова появилась однофигурная композиция. На долю героя пала вся психологическая нагрузка по раскрытию по раскрытию драматического конфликта. Образ «аристократа» принадлежит по своей экспрессии принадлежит к числу лучших созданий Федотова. Мимика лица героя, не успевшего проглотить кусок хлеба, непроизвольность движения, с каким он, услышав шаги пришедшего  гостя, старается прикрыть книгой свой скудный завтрак, создают впечатление мгновенного снимка. Этюды , изображающие обнаженного натурщика, сидящего в позе «аристократа», или молодого человека с бутербродом, а также наброски с деталей костюма героя, говорили о неустанном поиске наиболее типического образа. Даже для белого пуделя,  приветствующего лаем неведомого посетителя. Художник сделал этюд маслом. Любовно и бережно выписал он все детали убранства комнаты: висящие на стенах гравюры с изображением балерин, круглую лампу прикрытую легким платочком, ширму, скрывающую скромную кровать, плетеную корзинку у стола, разосланный на полу ковер, не забыв показать валящуюся на нем обертку от вскрытой колоды карт и положенное на стол объявление о продаже «флемандских устриц», характеризуя этими подробностями вкус и привычки разорившегося «аристократа».

  В конце 1840 годов Федотов в содружестве с гравером Бернардским задумал издание сатирических тетрадей под названием «Северный пустозвон», или «Вечера вместо преферанса». В 1840 годах под влиянием идей освободительного движения заметно увеличилось число сатирических изданий. Появилась целая группа реалистов рисовальщиков – А. Агин, В. Тим, Н. Степанов, Р. Жуковский, Е. Ковригин, выступавших в качестве иллюстраторов и авторов сатирических листов. От замысла Федотова осталась целая серия рисунков на нравственно критические темы, снабженных остроумным авторским текстом. Начавшиеся в 1849 году правительственные репрессии, гражданская казнь, учиненная над петрашевцами, запрет на сатирические издания Неваховича «Ералаш»» и «Волшебный фонарь» воспрепятствовали осуществлению мероприятия Федотова.


Цены на услуги художников и мастеров Ростовской студии живописи

Заходите в нашу группу вКонтакте http://vk.com/club63988806



Eoieou ea?oeiu ianeii

Главное меню

Копии знаменитых картин

Наши работы


Портреты на заказ Фреска