Жанрист по призванию. Павел Федотов.

Часть VI

Федотов жанрист

Рисунки художника развивают разные обличительные темы: взяточничество и чинопочитание николаевских чиновников и жандармов ( «Взяточник», «Начальник и подчиненные», «Квартальный в лавке», «Квартальный и извозчик»), разложение нравов в дворянской и бюрократической среде ( «Моська – спасительница», «Наводит справку у дворника», «Богомольный муж», «Невеста с расчетом»). Высмеивал Федотов и художников отрывающих свое искусство от реальных нужд общества («Нет, не выставлю, не поймут»). Наряду с обличением звучат и другие мотивы: тоска по чистой любви, счастью и уюту семейной жизни («Вася и брыська», «Ах папочка, как тебе идет чепчик», «Девушка дарит Федотову свой локон»). Грустной иронией и болью за участь собрата – бедного художника, овеяны сцены «Жирный подмалевок», «У художника», «Что же господин Пряжкин, выкупите ложки аль нет?» и другие.

Федотов овладел искусством короткого рассказа, сжатого и немногословного. Построенное на диалоге, действие в его композициях происходит обычно в комнатах. Художник сдержан в обрисовке интерьера, искупая лаконичность остротой мизансцен и меткостью характеристик. Настойчиво добивался Федотов в своих рисунках удивительной красоты линии, четкости силуэта, объемности формы. В этих рисунках он редко прибегал к тушевке, пользуясь преимущественно выразительностью контура.

Рано проявился портретный дар Федотова. В его творческом списке насчитывается немало портретов, исполненных карандашом, акварелью и маслом. Все они небольших размеров – почти миниатюры. Круг изображенных лиц ограничивается родными, близкими знакомыми, друзьями. Его портреты носят лирико-камерный характер. Люди изображены обычно в спокойно-задумчивом состоянии. Охотно помещает Федотов свою модель в домашней обстановке за привычными занятиями, у письменного стола или просто с книгой на коленях. Таковы портреты Ф. Яковлева (ок. 1846), А. Жданович, П. Жданович (1846-1847). Поэзия характера, присущая изображенным людям, оберегала их от обыденности и прозаизма. Как и в жанровой картине, Федотов пользовался в картине предметами обстановки для эмоциональной выразительности образа. «Портрет Жданович за клавесином» (1849) – одно из обаятельных творений Федотова. От облика девушки веет такой свежестью и нетронутостью чувств, таким тонким вдохновением, что делает ее изображение олицетворением красоты юного дарования.

В карандашных творениях Федотова заметна та же эволюция, что и во всем его творчестве. Федотов шел от скромных задач фиксации внешности людей к глубинному постижению их духовного мира. Чем больше укреплялись реалистические позиции Федотова, тем психологичнее и тоньше становились его портретные характеристики.

Неустанно стремясь к совершенствованию и красоте рисунка, Федотов к концу 40-х годов заметно изменил свои стилистические приемы. Усилился его интерес к освещению, светотени. Свободно положенные легким касанием карандаша, штрихи внесли в рисунок прозрачность и воздушность («Девушка с черной кошкой», 1849, «Портрет старушки», ок. 1849, и др.). поэтичностью и теплотой образов, тонкостью и красотой рисунка карандашные портреты Федотова близки  искусству О. Кипренского.


Цены на услуги художников и мастеров Ростовской студии живописи

Заходите в нашу группу вКонтакте http://vk.com/club63988806



Eoieou ea?oeiu ianeii

Главное меню

Копии знаменитых картин

Наши работы


Портреты на заказ Фреска