Федотов. Жанрист по призванию Часть 7

Вдовушка Федотов картинаПоследние годы жизни Федотова пришлись на тяжелое время разгула правительственной реакции, подавления всякой свободолюбивой мысли. Федотов понимал, что в создавшихся условиях нельзя выступать с открытой критикой. Но отказаться от пути художника-демократа он не хотел и не мог. Так началась пора горьких раздумий и душевного разлада, приведшая к трагической развязке.

Поездка в Москву в 1950 году, где Федотов выставил свои картины и сепии, не привела к благоприятным результатам. Встреченное им сочувствие у столь разных деятелей, как Гоголь и Чаадаев, историк Грановский и начинающий в то время драматург Островский, не могло уберечь от холодного приема, оказанного официальной Москвой. Статья Леонтьева помещенная в журнале «Москвитянин», подвергла жестокому осуждению «сатирическое направление» художника. В тяжелом моральном состоянии вернулся Федотов в Петербург. Содержанием его последних картин «Вдовушка», « Анкор, еще анкор!», «Игроки» стали душевные конфликты людей, их столкновения с внешней средой. Скрытая в них обличительная тенденция стала более глубокой и драматичной. От комедии нравов Федотов перешел к трагической судьбе человека.

Сюжетов для «Вдовушки» послужили события, случившиеся в жизни сестры художника – Любови Вишневской. Оставшись вдовой с ребенком и ожидая другого, она обречена была на нищету, так как маленький дом Федотовых, где они жили, и скромное их имущество должны были быть проданы за долги. Изображенную во «Вдовушке» сцену Федотов поднял до большого социального звучания.

 «Вдовушка» - одно из самых поэтичных произведений в Русском искусстве. В нем с особо обостренным чувством проявилось постоянное стремление Федотова к прекрасному, которое он жаждал найти в жизни, в человеке. Федотов создал три варианта «Вдовушки». Им предшествовал эскиз карандашом. Картины художника были не простым повторениями, а развитием и усложнением первоначального замысла. Его творческие искания шли от непосредственно жизненных переживаний молодой, наделенной портретными чертами женщины, к идеальному образу. Во всех трех вариантах Федотов сохранил одну и ту же обстановку комнаты с комодом красного дерева, кроватью под высоким пологом и сдвинутой в угол домашней утварью. Висящие над ней ярлыки свидетельствуют о том, что имущество вдовы опечатано. И все же образное решение картины изменилось. В первом варианте (Ивановский художественный музей) героиня – светлорусая с голубыми глазами молодая женщина. Во всем ее облике с покрасневшими от слез веками и распухшими губами читается полная беспомощность и неприспособленность к тяготам жизни.

В последнем варианте картины «Вдовушка» (на фоне зеленой комнаты, ГТГ) образ героини стал возвышенно прекрасным. Утратив свои жизненно конкретные черты, молодая женщина стала напоминать мадонну.


Цены на услуги художников и мастеров Ростовской студии живописи

Заходите в нашу группу вКонтакте http://vk.com/club63988806



Eoieou ea?oeiu ianeii

Главное меню

Копии знаменитых картин

Наши работы


Портреты на заказ Фреска