Жанрист по призванию. Павел Федотов.  Часть 8

Анкор еще анкор ФедотовПочти одновременно с созданием «Вдовушки» Федотов работал над картиной «Анкор, еще анкор» (ок. 1851 г.). В ней приоткрылась новая грань в творчестве художника. За несложным сюжетом произведения ( изображен офицер, играющий с пуделем в глухой деревушке, куда забросила его судьба) вставала горестная картина бесцельной жизни. Зимние сумерки, колеблющееся пламя догорающей свечи, запорошенный снегом деревенский дом, виднеющиеся сквозь оконце избы, создают атмосферу щемящей тоски и беспросветности человеческого существования.

Много замыслов теснилось в душе художника. Он задумал написать картину «Приезд Николая I в патриотический институт», но, сделав ряд этюдов и эскиз, не решился приступить к осуществлению своего намерения, понимая всю ложность официальной темы. По свидетельству современников, у него зрела идея другой картины – «Приезд институтки в родительский дом», которая легла впоследствии в основу произведения В. Перова.

Картина «Игроки» (1852) стала последней работой художника. Федотов часто обращался к этой теме, обличая ограниченность духовных интересов обывательских кругов. Сейчас, незадолго до кончины, в пору душевного смятения, эта тема раскрылась как тоска по загубленной жизни.

Вокруг ломберного стола собралась группа мужчин, затянувших игру далеко за полночь. Искаженное лицо игрока, мечущего банк ( в нем проглядывают автобиографические черты), усталые до изнеможения фигуры других участников игры, падающие от них на пол тревожные длинные тени, неверное пламя зажженных свечей, которые вносит денщик, готовых погаснуть и погрузить всю сцену во мрак, зияющая пустота висящих на стене рам создают ту психологическую напряженность момента, которая граничит с трагедией. По своим художественным достоинствам эта картина несколько слабее: возможно, что в процессе работы сказалось разрушительное действие наступающего недуга – болезнь привела Федотова в больницу для душевнобольных, где он скончался 14 ноября 1852 года

Игроки ФедотовОставленное художником наследие невелико, но роль, которую Федотов сыграл в искусстве, огромна. Своим творчеством Федотов показал, что только тогда, когда содержанием жанровой живописи становится не мелкий анекдот, а живая действительность во всех ее конкретных проявлениях, когда в ней утверждаются высокие идеалы добра и красоты, она вырастает до подлинно высокого искусства, способного нести большие общественные идеи.

Глубоко народное и национальное по духу творчество Федотова – достояние и гордость русской художественной культуры. Поднятые русским мастером до общечеловеческого значения, морально-этические проблемы дают ему право занять одно из почетных мест в мировом искусстве.


Цены на услуги художников и мастеров Ростовской студии живописи

Заходите в нашу группу вКонтакте http://vk.com/club63988806



Eoieou ea?oeiu ianeii

Главное меню

Копии знаменитых картин

Наши работы


Портреты на заказ Фреска