Формовка скульптуры из бетона. Часть 1

Формовка из бетона

Глина и пластилин вещества непрочные. Но из за пластичности их чаще всего используют в создании оригинала. В дальнейшем такая работа нуждается в переводе в более стойкие материалы. Это металл, дерево, камень, бетон и т. д.

Начинающему скульптору при переводе оригинала следует учитывать эстетические и образно-пластические достоинства твердых материалов. Работая в глине, он должен заранее представлять конечный результат. Иначе оригинал переводом можно не улучшить, а ухудшить.

Бетон, как скульптурный материал, можно от нести в разряд искусственного камня. При этом он обладает особенностями: «не любит» многочисленных проемов в конструкции и эскизной «мазистости» поверхности, способных нарушить его плотную природу. Поэтому в бетоне и в других видах камня естественного происхождения, как правило, исполняются обобщенные по пластическим массам произведения. При моделировке формы скульптору также необходимо учитывать глухую, как бы «съедающую свет поверхность бетона, так что применение мраморной крошки хотя и добавляет определенную звучность материалу, но мало что меняет в образе скульптуры. Для большей выразительности серый и белый бетон часто подкрашивают порошками –красителями (пигментами). Его можно имитировать под любой другой материал.

В бетон переводят как малую скульптурную форму (станковую, декоративную), так и монументальную. Последняя часто применяется при оформлении парков, детских площадок и скверов. Перевод скульптуры в бетон осуществляется при помощи гипсовой формы ( ее желательно смазать предварительно растительным маслом). С целью получения в бетоне одного скульптурного отливка делают черновую гипсовую форму. На оригинал (в глине или пластилине) набрызгивают гипсовый раствор, составленный из порошкового гипса с водой и замешанный до густоты сметаны. Поверхность скульптуры перегораживается на две половины медными пластинами или из фольги так, чтобы они не располагались на месте носа, ушей , губ и т. п. Гипс наносят сразу на обе стороны объема, равномерно по всей поверхности и толщиной, не позволяющей закрывать пластины. Делается это легкими, но резкими движениями руки как бы снизу вверх. Можно использовать гипсовку ( в виде половинки резинового мяча). Через 40 минут гипс схватится (остынет) и его можно будет полить водой до появления характерного блеска – это показывает, что влага из оригинала больше не отсасывается и что форма легко будет скалываться. Пластины вынимают, а в щели заливают воду. Потом тонкими скарпилями или ножом расшатывают гипс, чтобы форма отошла от оригинала. Раскалывают форму по линии шва зубилом и молотком. С внутренней ее поверхности удаляют остатки глины или пластилина и сушат. Лицевую сторону гипсовой формы тщательно смазывают шеллаком (лаком НЦ и др.) и затем стеарино-керосиновой смесью, окончательно подготавливая ее к набивке бетоном. Стеарино-керосиновая смесь готовится в водяной бане. Для этого измельченный стеарин заливается керосином (1:1 или 1:2) и разогревается до температуры не выше 50 градусов. Однородность смеси достигается перемешиванием. Перед употреблением смесь взбалтывается и наносится на поверхность кистью. Сам процесс изготовления смеси требует особого внимания из-за огнеопасности материалов.

В том случае, когда необходимо отформовать несколько отливок, прибегают к созданию кусковой формы. Куски делаются так, чтобы каждый из них свободно снимался, не цепляясь за оригинал. Размещаются куски в кожухе и держатся там за счет замков и взаимного упора. Кожух состоит из двух половин (наподобие черновой формы), наращенных сверху формы кусковой. Куски и лицевую сторону кожуха смазывают 9прежде лаком щеллачным, потом стеарино-керосиновой смесью), чтобы избежать «примораживания» их к друг другу.

Если овладеть навыками формовки скульптуры круглой, то формовка рельефа не будет представлять особого труда. Делается вокруг рельефа формовка из досок, в которую заливают гипс. Если поверхность оригинала идет вся на выход, то получится черновая форма, с которой можно отливки тиражировать.

Eoieou ea?oeiu ianeii

Главное меню

Копии знаменитых картин

Наши работы


Портреты на заказ Фреска