Формовка скульптуры из бетона. Часть 2

Формовка из бетона часть 2 Бетон, как скульптурный материал, состоит из тех же компонентов (смесь цемента с заполнителями), что входят в обычный строительный бетон. Различие только в подготовке и способе их применения. Компонентами для бетона служат портланд-цемент, мелкий просеянный цемент и мраморная крошка. Цементы в зависимости от прочности (активности) делятся на марки «300», «400», «500» и «600». Самыми ходовыми и доступными являются марки «300» - «400». Употреблять следует качественный цемент, так как со временем он способен терять свою активнось. Заполнители цемента – песок и мраморная крошка (иные крупные заполнители) создают жесткую основу при смешении и уменьшают усадку при твердении бетона. Из песка перед использованием удаляют пылевидные и глинистые частицы, а также органические вещества, которые могут придавать бетону нежелательную пористость и способность проникновению из внешней среды влаги, делая бетон не прочным. Лучше всего применять мелко просеянный речной песок. Мраморная крошка, входящая в состав бетона для художественных отливок, применяется фракции от 0.5 до 2.5 мм. Соотношение между цементом и крошкой должно быть равно 1:3 (1 часть цемента и 3 части крошки по объёму). Наиболее приемлемой для скульптуры может быть бетонная смесь с пропорциональным соотношением материалов 1:1.5:3 (1 часть цемента,1.5 песка и 3 части мраморной крошки). Можно применять в качестве заполнителя слюду. Однако в скульптуре, расположенной на открытом воздухе, слюда быстро выветривается. В таких случаях вместо слюды лучше использовать дробленое стекло. В качестве заполнителя можно употреблять металлические опилки – стальные, чугунные и бронзовые ( на усмотрение автора)
Бетонная смесь разводится водой. Пропорциональные соотношения воды и смеси очень существенны. Количество воды всегда определяется отношением веса цемента к весу воды (Ц:В). При заливке бетона водой желательно, чтобы цемент был сухим, так как избыток воды может повлиять на его прочность.
Форма должна выдерживать не менее 4 набивок. Перед формовкой гипсовую форму сушат при температуре не выше 60 градусов С, чтобы не нарушалась ее прочность. Затем форма покрывается шеллачным лаком и смазывается стеариново-керосиновой смесью. Форму перед набивкой её бетоном плотно соединяют и связывают веревкой. Но это возможно, когда остается значительное отверстие в форме от плинта (основания). Если отверстие недостаточно большое, то набивают по отдельности половины, потом их соединяют и довершают набивку. При размерах оригинала 15-20 см форма набивается бетоном целиком. При больших размерах оригинала, в целях облегчения скульптуры и экономии бетона, форма может набиваться толщиной, необходимой для прочности. Может также быть использована арматура – металлические или деревянные прутки, изготовляемые определенной величины в зависимости от размера формы.
Бетонную смесь из цемента с мелко просеянным песком следует наносить на форму тремя слоями. Первый – для лицевого слоя – в соотношении 1:1.5 или 1:2 (по объему). Для второго слоя используют цементнопесчаную смесь в соотношении 1:3. При этом исходные материалы смешиваются с дозированным количеством воды при последующим тщательном их перемешивании. Толщина первого слоя не должна превышать 3-5 мм. Толщина второго – после уплотнения первого слоя – 5-10 мм. Третий (конструктивный) слой в соотношении 1:3 наносится по мере схватывания второго слоя. На последний слой укладывается арматура, а затем уже производится уже окончательная набивка. Общая толщина этого слоя должна составлять примерно 30-50 мм.
Скульптуры из бетонаДля создания пустотелой скульптуры набивку формы ведут с применением сырого песка, который подсыпается в полость, где уже уложен бетон. Влажный песок не отнимает влагу у набиваемой бетонной смеси, что способствует в дальнейшем прочности бетонной массы. Производить набивку лучше всего варежкой или перчаткой, наполненной песком. Если размеры скульптуры велики, то третий слой набивается палкой с прикрепленной на торце небольшой дощечкой. При формовке бетоном температура среды не должна быть ниже +15 -  + 20. При температуре ниже указанной схватывание бетона резко замедляется, а при температуре -2 прекращается. Застывшую форму бетона следует поливать водой, но не ранее чем через сутки после окончания набивки. Помимо поливания водой, форму рекомендуется накрывать мокрой тканью (мешковиной). Удаляют форму не ранее чем через трое суток. Однако скульптуру и в последующие три дня продолжают увлажнять мокрой тряпкой. Начало схватывания бетона характеризуется увеличением его вязкости, а окончательное схватывание – затвердением (бетон не размазывается шпателем или мастерком).
Когда отливок готов, то срубают швы, замазывают раковины и производят выколотку ударными инструментами ( троянка, шпунт, бучарда) сообразно замыслу автора. Бетон при этом меняется и в тоне и в цвете, в зависимости от заполнителя. Можно бетон имитировать  под литьё из чугуна. Для этого в бетонную смесь вводят чугунные опилки и графит в пропорциях: на одну объемную часть цемента – 2 части чугунных опилок (фракции до 1 мм) и 0.25 – 0.5 объёмных частей графита. Для имитации металлического блеска скульптуру обрабатывают латунными щетками, наждачными полотнами и абразивными оселками, обязательно протравливают слабым раствором соляной кислоты, тщательно промывают щелочной водой и затем покрывают натуральной олифой.
Конечно, в небольшом материале невозможно дать все рецепты по данному вопросу. На практике замысел скульптора всегда требует от него творчества не только при создании художественного образа, но и в самих технических приемах.

 

 

Eoieou ea?oeiu ianeii

Главное меню

Копии знаменитых картин

Наши работы


Портреты на заказ Фреска