Алексей Аркадьевич Харьков
«О всероссийской выставке деревянной скульптуры в г. Самаре (сентябрь 2013 г.)»

В городе Самара, в сентябре 2013г., состоялась художественная выставка «Деревянная скульптура , традиции и современность». При ней были прочитаны лекции по темам: «Резьба по дереву народных умельцев», «Творчество скульптора Эрьзи», «Художники Башкирии».
Я участник и зритель этой выставки. И я решил высказать свое мнение по этому поводу.
В первую очередь большое спасибо организаторам-устроителям этой выставки. Они свою работу проделали на высоком уровне. Хочу высказать уважение к своим коллегам, участникам выставки, представившим свои произведения в экспозиции. Каждый из них достоин внимания и благодарности за свое творчество, но в целом от выставки я ожидал большего. И вот почему: мне хотелось увидеть интересную сюжетно - тематическую скульптуру, высокое мастерство резчиков по дереву. Но этого к сожалению было мало, за редким исключением. Выставка в основном состояла из произведений выполненных в абстрактном ключе. И это меня огорчает.
Абстракция во всех своих формах все больше завоевывает пространство в российском искусстве, как и все иностранное заполняет нашу жизнь, лишая нас национальных корней. И уже бывает непонятно, где произведение русского художника, а где француза и т. д., теряется эдентичность национального и разлагается традиционная русская культура.
Разумеется, изобразительное искусство, как и человеческое мышление безгранично и деятельность художников многообразна. Они свободны творить в любом стиле, направлении или «изме». Но мне показалось, что во многих произведениях, экспонировавшихся на выставке, художники выбирают абстрактное направление для прикрытия собственной профессиональной несостоятельности, беспомощности и неумения. Прослеживается их желание как угодно выделиться, показать свою исключительность не имея таланта и профессионализма. Скульптор М. Антокольский  как-то сказал, что шарлатанство и настоящее имеет одинаковый успех у зрителей. Современному зрителю, к сожалению, нужно только зрелище, шоу. А искусство, где нужно думать, его не интересует. В абстрактных произведениях не нужно искать объяснения, ведь она не показывает реальный мир. Работа в этом направлении создается интуитивно или на основе собственной, никому не понятной, философии автора. Часто абстрактную скульптуру или картину  может понять только сам её автор. И мне кажется, что бы работать в этом направлении большого ума не нужно, как и не нужно знать историю искусства, иметь серьёзную профессиональную подготовку. И произведения в этом роде нельзя ставить в один ряд с работами, где есть школа, вековые традиции, сложными в моральном и техническом отношении, где есть большие знания и умения
Легкость в достижении «результата», возможность экспонировать свои абстракции на выставках под крышей министерства культуры, Союза художников, становится, к сожалению, привлекательным моментом для многих «творцов» от искусства. И вот, что ещё меня удивляет, абстракцией занимаются не только самоучки – самодельщики , но и заслуженные деятели искусств. Я думаю, что этот факт только лишь дань времени и моде.
Но, господа, откройте глаза, посмотрите вокруг, посмотрите на свою Родину – сколько вокруг интересного, сколько жанровых монументальных событий, которые можно и нужно изображать, над ко торыми можно думать, плакать или смеяться. Родина – это огромный источник для национальных искусств и непустой абстрактный абсурд для одноразового просмотра.
И так, темы российской действительности я не увидел на выставке и в лекциях о художниках Башкирии. Многие произведения непонятно, где сделаны, в Самаре, Башкирии или в Европе. Беседуя со зрителями, я спрашивал, нравятся ли им абстрактные произведения. Молодые зрители отвечали: «раз оно есть – пусть будет», а пожилые говорили о том, что им непонятно что это и что хотел сказать скульптор. Я остаюсь на стороне пожилых. Несомненно, есть талантливые произведения и среди абстрактных работ, но когда так много этого вида скульптуры представлено на выставке, то заслоняется настоящее, подлинное искусство. Конечно, это мое субъективное мнение, но оно имеет право на существование.
    
                  Скульптор Алексей Харьков. 2013 г.

Eoieou ea?oeiu ianeii

Главное меню

Копии знаменитых картин

Наши работы


Портреты на заказ Фреска