Жизнь в творчестве Аркадия и Алексея Харьковых

На пути из Ростова в Шахты, где трасса проложена между двух пологих холмов, более тридцати лет назад сооружен монумент в память о наших земляках, не вернувшихся с Великой Отечественной войны. Его композиция и архитектурное решение, нестандартны для многих пафосных памятников, воздвигнутых в те застойные годы. Чувство щемящей печали, скорбь сердца ощущает каждый путник при виде одинокой женской фигуры из белого камня и журавлиного клина, который словно парит над дорогой, легко «касаясь» крылами двадцатиметровых стел-штыков. В просторечье этот памятник давно назван «Донскими журавлями», но мало кто, к сожалению, знает, что его автор – ростовчанин Алексей Харьков, скульптор, педагог и патриарх художественной династии. Поводом познакомить читателей «Большого Ростова» с творчеством отца и сына Харьковых стала их персональная выставка.      

Творчество Харьковых

 Скульптура, живопись, графика и фотографии монументальных проектов основателя династии – более сотни работ предложили авторы Алексей и Аркадий Харьковы вниманию зрителей на своей персональной выставке в азовской галерее «Меценат». А вдохновили  семейный тандем ростовских художников на творческий отчет две значимых даты: 80-летие Харькова - старшего и 50-летие его творческой деятельности.  

Алексей Аркадиевич Харьков

 Алексей Аркадиевич - выпускник некогда очень престижного в Советском Союзе Литовского художественного института. Здесь в 1957 году он получил диплом скульптура. Его сыну Аркадию «пропуск» в профессию дал Валентин Иванович Мамонтов, один из лучших педагогов Ростовского художественного училища, которое Харьков-младший закончил в 1986 году. Отец и сын – члены Союза художников России. Династия Харьковых – это самобытные художники, неравнодушные к жизни во всех ее проявлениях. Их объединяет умение даже в обыденном находить прекрасное. На открытии персональной выставки запомнился один эпизод. Алексей Аркадиевич увлеченно беседовал со зрителями, переходя от одного экспоната к другому, он живо комментировал свои акварельные пейзажи и вдруг широко раскинул руки:
- Вот так однажды у чужой картины стоял мой знакомый художник, - Алексей Аркадиевич Харьков, таинственно улыбаясь, тоже на несколько секунд застыл, раскинув руки в разные стороны, словно для дружеских объятий, - Я тогда удивился, задал вопрос товарищу, мол, что ты так стоишь и молчишь. Оказалось: его настолько впечатлил мотив, изображенный на холсте, что он решился, по его словам, подзарядиться положительной энергетикой от живописного полотна. Вот вам, если кто не верит, сила искусства! – подытожил Алексей Харьков. Он и в 80 лет очаровывает молодым блеском глаз и мудрым вниманием к собеседнику.   
    Сегодня Алексей Аркадиевич – признанный мэтр, победитель многих творческих конкурсов, ветеран труда. Можно, казалось бы, и на лаврах почивать, не волноваться по поводу, так называемого, «остаточного принципа» в отношении культуры в целом и художественного процесса в частности. Но он не таков. Очень переживает ростовский скульптор и за развал «Художественного фонда», организации объединявшей не одно десятилетие донских художников – профессионалов, и за сокращение выставочных площадей в нашем областном центре. До сих пор снесенному на набережной выставочному залу в Ростове нет альтернативы. А ведь мастера изобразительного искусства не могут, как литераторы, писать «в стол». Их творчество не терпит пустоты и нуждается в зрительском внимании. Требуют к себе особого отношения и результаты труда художников. Тем более, если речь идет о монументальных работах. Вот и сокрушается Алексей Аркадиевич, что его детище - «Донские журавли» - ныне в плачевном состоянии: неизвестные вандалы испортили покрытие стел, к которым прикреплены белые птицы. Титановые листы по чьей-то злой воле сорваны, украден один журавль. Ответом на недоумение автора по поводу состояния монумента в областном министерстве культуры остается одно – молчаливое равнодушие. У местных органов власти реакция на эту проблему не менее традиционна – ссылка на отсутствие денег в казне. Нет, мол, статьи на содержание памятника. От безысходности, по словам Харькова - старшего, его снова и снова спасает работа.

Скульптуры в исполнении Алексея Харькова

Среди монументальных работ Харькова – старшего есть и скульптуры - символы, например, «Жеребята». Эта композиция – подарок мэрии Ростова-на-Дону городу-побратиму Дортмунду. Теперь изображение двух резвых жеребят-дончаков на бронзовом пьедестале, украшают центральный парк немецкого города. А в донской столице ростовчан и гостей Ростова уже на перроне, как визитная карточка областного центра, встречают горельефы на фронтоне здания главного железнодорожного вокзала. В их создании принимал участие и скульптор Харьков.

Скульптура в Исполнении А.Харькова

  
Заслуживают особого внимания скульптуры Алексея Аркадиевича Харькова, выполненные в жанре «малых форм». Они выполнены с юмором, оригинальны и удивительно пластичны. Скульптор с особой нежностью относится к дереву, видя в нем универсальный материал для воплощения художественных образов. Вот трио под названием «Новые – старые русские». Две гладко отполированных фигурки кавалера с барышней под ручку. Бритоголовый мужчина в длиннополом пальто, с огромной подковой на массивной цепи, украшающей мощный торс. Его миниатюрная спутница, облаченная по моде 90-х годов в куцую курточку, лосины и сапоги-ботфорты, цепко ухватилась за своего «бой-френда». А рядом одинокая грубо вырезанная фигура пожилого уличного музыканта, зарабатывающего гроши на пропитание игрой на баяне.
Миниатюру можно долго рассматривать, здесь важны детали и выражения лиц персонажей. Сценка, увиденная художником в жизни, как отражение времени и той пропасти, которая образовалась между людьми с разным достатком, с разной судьбой.

Творчество А.Харькова

По соседству с этой группой - иная миниатюра, вызывающая  улыбку и умиление: верхом на маленьком пони из обожженной глины – две детские фигурки с одинаково вздернутыми носиками и круглыми глазками. В их лицах без особого труда можно узнать облик детей самого скульптора. Только было это много-много лет назад, когда пони им, казался, чуть ли не диким мустангом, когда маленькая дочь Юля еще не стала художником-модельером и мамой двоих детей, а карапуз Аркаша еще и палитры с кистями в руках не держал.

Аркадий Харьков

Вот, кстати, и он – наследник, продолжатель отцовского дела – Аркадий, смотрит на зрителей с собственного раннего автопортрета, который, кстати, был написан, сразу по возвращении со срочной службы в пограничных войсках. Упрямый взгляд умных глаз, румянец, копна вьющихся волос. Кудри, увы, с годами  поредели, но взгляд у Аркадия Харькова по-прежнему острый, внимательный к деталям, о чем свидетельствуют и его живописные полотна, написанные в реалистической манере. В ней легко угадывается серьезная профессиональная школа и труд – то, без чего художник рискует остаться лишь подмастерьем. Творчество Харькова-младшего на выставке в азовской галерее было представлено двадцатью семью живописными полотнами: донские пейзажи и натюрморты. Их характерной особенностью можно назвать «светоносность» цвета. Его игрой наполнены и сухие прибрежные камыши на Северском Донце, и песчаные кручи в верховьях Дона, и кудрявая герань на стареньком подоконнике родительской дачи.
- Да, Аркадий силен в цветопередаче, - так лаконично оценил живопись сына отец-скульптор, - Я не стесняюсь иной раз что-то у него перенять. Мы так и работаем: я могу раз-другой его эскиз откорректировать на стадии рисунка, но и он, в свою очередь, может пройтись кистью по моему холсту, если пишу маслом. Правда, больше мне по душе акварель, за ее воздушность и требование к точности, которую диктует этот материал.   
Так и складывается семейный тандем в искусстве, когда двое – отец и сын – не только делят поровну одну художественную мастерскую, но и сам творческий процесс, который объединяет, даря удовольствие от созидания. Персональная выставка «Жизнь в творчестве» - результат исканий и экспериментов двух ярких индивидуальностей, значительных по отдельности, и неразрывно связанных друг с другом, не только фактом родства, но и особым чуть-чуть ироничным,  оригинальным взглядом на  окружающий мир.

 ТАТЬЯНА МЕЖАНОВА
 Фото - автора

 

Eoieou ea?oeiu ianeii

Главное меню

Копии знаменитых картин

Наши работы


Портреты на заказ Фреска