Керамическая скульптура.Часть 4

цвет керамикиЦвет изделий. Цвет изделий зависит от глин и температуры обжига. Природные глины дают при обжиге различные оттенки от белых до темно-красных. Цвет глины принято определять по цвету «черепка» глиняного изделия после обжига. В красных глинах чем выше температура обжига, тем темнее «черепок», в белых же, наоборот, чем выше температура обжига, тем «черепок» светлее.

Технология

  При высоких температурах из просушенной глины обильно выпаривается влага, и пары ее, находящиеся в глине, могут разорвать изделие, поэтому этот период обжига должен происходить при медленном повышении температуры. Чем масса глиняного изделия больше, тем медленнее поднимается температура. Для мелких изделий, объемом, примерно, в два кулака, период прогрева длится 2-3 часа.

  Время прогрева также зависит и от качества глины. Эластичные (жирные) глины. Имеющие мелкую структуру, прогреваются дольше, так как сквозь плотную массу изделия пары влаги испаряются медленнее. Чтобы сделать глину более тощей, в нее добавляют 5-20% мелкого керамического боя (шамота), зерном от 2 до 0.1 мм.

 Прежде чем добавить шамот в глину, необходимо провеять его, чтобы избавиться от пыли. Количество шамота в глине зависит от требований, предъявляемых к изделию: чем тоньше, изящнее изделие, тем мельче и в меньшем количестве нужно шамота, и, наоборот, чем изделие массивнее, грубее – тем больше нужно шамота и более крупных зерен. Шамот уменьшает осадку сырой глины при сушке и обжиге. Шамотные глины позволяют сократить время прогрева в обжиге примерно вдвое. При температуре от400 до 700 гр. выгорают органические включения, при 700-800 гр. из изделия удаляется гидратная вода, т. е. вода , находящееся в химически связанном состоянии. Повышение температуры до 850 градусов приводит удалению из глины углекислого кальция вместе с дымом. Затем, при дальнейшем повышении температуры, происходит спекание черепка и в нем образуются сложные селикаты металлов.

  Сухая белая глина в начале обжига – микропористый материал, но по мере повышения температуры уплотняется, размеры сокращаются. Чтобы усадка была равномерной по всему изделию. Конечная температура обжига должна быть равномерной по всей его поверхности, в противном случае более тонкие детали могут искривиться и лопнуть.

Декорирование

  Для декорирования глиняных изделий можно использовать кусочки цветного стекла или камешки, выдерживающие высокую температуру, можно также применять разноцветные природные глины, перемешивая их так, чтобы каждая из них сохраняла в общей массе свой цвет.

  Шероховатость изделия или блеск достигается дополнительной обработкой. Изделия из такой рабочей массы после просушки шлифуется сеткой или наждачной бумагой, а некоторый блеск они приобретают от полировки ладонями. Больший блеск можно получить добавив в глину 20-30% поташа.

Цвет в керамике 

Нетрудно приготовить и цветные глиняные массы (ангобы). Например, красный ангоб получается при добавлении к беложгущей глине (глине дающий белый черепок) до 10% светло- красной окиси железа. При температуре свыше 1000 градусов этот ангоб станет коричневым. Коричневый ангоб получается при дабавлении к красножгущимся  глинам  1% окиси хрома или 3-10% охры. Зеленый ангоб получают добавлением к беложгущейся глине 0.5-5% окиси хрома или 1-3% окиси меди. Добавляя к этой же глине 1-3% окиси кобальта или 1-4% углекислого кобальта получают синий цвет. Черные ангобы получают при добавлении окиси железа, хрома и кобальта в разных долях, общее количество добавки 8-12%. Для подкраски глины также можно пользоваться сухими красителями. Употребляемыми в живописи, или растертыми акварельными красками, которые перед этим нужно прокалить.

 Неорганические красители (охра, умбра и др.), как правило, сохраняют присущий им цвет на неполивной керамике. Красители протираются вместе с глиной в ступке до получения однородной массы. Степень помола в ступке влияет на цвет ангоба. Приготовление ангобов предоставляет широкую возможность в экспериментировании с цветом.

Успехов вам, юные любители керамики!

 


Цены на услуги художников и мастеров Ростовской студии живописи

Заходите в нашу группу вКонтакте http://vk.com/club63988806



Eoieou ea?oeiu ianeii

Главное меню

Копии знаменитых картин

Наши работы


Портреты на заказ Фреска