Литография

Литография и грвюраЛитография является способом печати, при котором краску переносят на бумагу, используя плоскую печатную форму; эстамп, выполненный литографским методом.
Такую печатьв 1798 изобрёл немецкий художник Иоганн Алоиз Зенефельдер. Он же в 1806 создал первую литографскую мастерскую в Мюнхене. Такие мастерские открылись в Париже и Петербурге (1816), в Лондоне (1822). Такой легкий, сравнительно недорогой и в то же время тиражный способ стал так популярен, что уже в начале XIX века все крупные европейские столицы заработали аналогичные мастерские. Литография широко использовалась для воспроизведения полотен, исполнения чёрно-белых и разноцветных эстампов, которые печатались с нескольких камней, книжных иллюстраций, этикеток, географических карт, плакатов, пособий, объявлений и многого другого.

Знаменитые мастера литографии

Первыми выдающимися мастерами этой области были Франц Крюгер и Адольф фон Менцель. Также к литографам можно отнести Франсиско Гойя, Теодора Жерико и Эжена Делакруа.
Литография в XIX веке оказывала немалое влияние на политику. Подобно французскому карикатуристу Оноре Домье, произведения которого имели высочайшее признание, в России во второй половине XIX столетия литографией увлеклись такие крупные карикатуристы, как А. Лебедев, П. Воклевский, Н. Степанов.
Во II половине девятнадцатого века литографией занимались художники: А.Орловский, О.Кипренский, А.Венецианов. Печатали эстампы на ручных литографских станках, а многотиражные оттиски — на плоских печатных машинах. В дальнейшем появились такие направления: автолитография, фотолитография, хромолитография, олеография, альграфия, литогравюра. В тридцатые года двадцатого века это направление стало исчезать из-за появления офсетной печати. Таким образом, литография потеряла своё значение и осталась лишь видом станковой техники создания эстампов. В основном используют автолитографию.

В начале шестнадцатого века возник такой вид гравюр на металле, который полюбился многим великим художникам. Он называется офорт. Основным его достоинством считается его живописность и художественная выразительность.

Офорт и гравюра

Офорт и гравюра на металле – две разные вещи, так как здесь рисунок травится кислотой. Доску из металла, которую употребляют для простой резцовой гравюры, покрывают таким грунтом, который будет устойчив к кислотному воздействию. Офорт отличается от других техник тем, что станок оставляет на оттиске вдавленный след. Офортные техники очень разнообразны. С их помощью можно выполнить любые художественные задачи.
Французский мастер Жака Калло воспроизводил все возможные, в основном необычные, сцены бытовой жизни. Офортист Антонис ван Дейк был учеником фламандской школы. Портреты, выполненные им, считаются потрясающими образцами иконографии семнадцатого столетия. Но самой плодотворной считается голландская школа офорта, которая не уступает даже живописи в их взаимном соперничестве. Эта школа прославлена Адрианом Ван Остаде, Херкюлееом Сегерсом, Паулем Поттером.
Первым мастером офорта считается Рембрандт. Он достиг невообразимых художественных высот, в совершенстве овладел искусством офорта и прошёл через все трудности этой нелёгкой техники. Рембрандт создал более трехсот офортов в различных состояниях.

Расцвет офорта в 19-20 веках

В конце девятнадцатого столетия офорт расцвёл заново. Это искусство сформировалось в целостное художественное направление графики. К офорту стали обращаться многие французские живописцы – от барбизонцев (Шарль-Франсуа Добиньи, Камиль Коро), до импрессионистов (Эдуард Мане). В конце 19 - начале 20 века многие страны предоставили искусству великолепных мастеров в выполнении офорта - Иван Шишкин и Валентин Серов (Россия), Адольф Менцель (Германия), Андерс Цорн (Швеция), Джеймс Уистлер (США).

Гравюра на дереве

Гравюра на дереве - это древнейший из видов эстампа, в котором дерево используют в качестве материала для выпуклой гравюры, рисунок в коем возвышается над глубоким вырезанным фоном.
Техника гравюры на дереве представляет собой такую систему: на гладкую поверхность доски толщиною 2,5 см наносят рисунок, после чего его линии обрезают с обеих сторон, а фон выбирают инструментом до глубины от 2 мм до 5 мм. Затем доску можно прокатить краской и выполнить оттиск на бумаге.
Существуют продольные и обрезные гравюры, волокно в которых располагается параллельно поверхности доски (в торцевой гравюре – перпендикулярно).
Из грушевого дерева или самшита с однородной структурой получают более тонкое изображение. Создание гравюры – это занятие, требующее терпения: штрихи нужно наносить при помощи гравировальной иглы, после этого выдалбливать углубления долотом и стамеской. Раньше художники редко сами делали свои гравюры.
Они создавали рисунок для подготовки прямо на доске или давали его граверу, который должен был приклеить его туда же.
В искусстве Западной Европы XIX в. торцовую гравюру использовали в основном в книжных иллюстрациях. Она исполнялась штихелем на доске из самшита с поперечным распилом. Долгое время было принято считать, что технику торцовой гравюры изобрёл англичанин Бьюик, однако, в своих "Мемуарах" он рассказал, что это неправда. Несмотря на это, именно он усовершенствовал эту технику и качество отпечатка. Одно из первых многозначительных произведений торцовой гравюры - гравюры к "Басням" Гея.

Ксилография

Гравюры и ксилографияВ словаре В. И. Даля слово ксилография - это «китайский способ печатанья». Ксилография появлялась в Китае по мере появления там бумаги. Выполнение гравюры на дереве возникло в Китае ранее VI века. С того времени было найдено множество книг, выполненных ксилографическим методом.
Истории гравюры и история книгопечатания берут своё начало в одни и те же годы.
Первые западноевропейские гравюры, выполненные в технике ксилографии, появились в XIV-XV веках. Они имели религиозное содержание, из-за чего началось такое распространение этого ремесла: Эльзас, Бавария, провинции Священной Римской империи. Сначала это были именно религиозные изображения, но позже стали появляться произведения сатиры, календари и азбуки. Первая ксилография имеет название «Св. Христофор», выполненная в 1423 году. С 1430 года появляются блочные книги, в которых текст и иллюстрации вырезали и печатали на одних досках, а с 1461 года ксилография стала употребляться как самостоятельные иллюстрации для печатных книг.

Восточная ксилография

Восточная ксилография имеет огромную историю. Религиозные тексты с иероглифами сменились более широкими областями применения - в Японии в семнадцатом веке появились книги с иллюстрациями, с 1660-х годов гравюры стали нести ещё и светский характер. В восемнадцатом веке японская ксилография расцвела.
Получив эту технику из Китая, где были распространены иллюстрации, лубки, альбомы, а с шестнадцатого века и цветные ксилографии, в семнадцатом веке иллюстрированные книги появились в Японии («Исэ-моногатари», 1608), путеводители, гравированные календари, афиши, поздравительные карточки («суримоно»), с 1660-х годов - эстампы светского характера, берущие своё начало в демократической художественной школе Укийё-э.
Японские гравюры выполняются не одним автором, а целой группой людей. Они несут в себе глубокий смысл. Хисикава Моронобу стал основоположником черно-белых эстампов. Он изобразил красавиц и уличные сцены, используя динамичные силуэты, декоративные линии и пятна. В восемнадцатом веке Окумура Масанобу изобрёл цветную печать, Судзуки Харунобу в своих разноцветных гравюрах с фигурами девушек и детей воплотил тонкие оттенки чувств с помощью мягких полутонов и богатых ритмов.
Крупнейшими мастерами конца восемнадцатого века были - Китагава Утамаро, который создал лирический идеальный женский портрет с плоскостной композицией, разнообразными ракурсами, неожиданной кадрировкой, с тонкими плавными линиями, чёрными пятнами, мягкими оттенками цвета, и Тёсюсай Сяраку, чьи резкие, будоражащие и драматичные портреты отличаются контрастом ритма и цвета, воплощением символичного характера.
В первой половине девятнадцатого века главную роль играли мастера, выполнявшие пейзажные гравюры, например Кацусика Хокусай, с необычайной свободой выражавший сложность, неисчерпаемость природы, изменчивость, единство мира, и Андо Хиросиге, который стремился наиболее точно запечатлеть красоту его страны.

 

Eoieou ea?oeiu ianeii

Главное меню

Копии знаменитых картин

Наши работы


Портреты на заказ Фреска