Портретная миниатюра в русском искусстве

Миниатюрный портретНа выставках Отдела истории русской культуры в Государственном Эрмитаже представлено широкое разнообразие экспонатов. Миниатюрные портреты, выполненные эмалью, не сразу привлекают взгляд посетителей. Однако тот, кто остановился возле витрины с этими произведениями, задерживается здесь надолго. Маленькие изображения, которым более 250 лет, переливаются разными цветами, словно драгоценные камни на изысканном украшении.
Одной из таких миниатюр является портрет Петра І. На картине изображен Петр І в малиновой мантии с синей лентой ордена Андрея Первозванного. Царь слегка опирается на пушку, за его спиной Нева. На противоположном берегу золотистый шпиль колокольни и массивные стены Петропавловской крепости. Также на картине изображена Троицкая площадь с маленькой церквушкой и Гостиным двором. 
Миниатюра была создана после окончания Северной войны в 1723 году. Выход к Балтийскому морю в 1703 году способствовал основанию Петербурга – столицы Русского государства. Искусствоведы утверждают, что данное произведение, словно отметило двадцатилетие ново основанного города. 

Что представляет собой миниатюра на эмали?

Кто был автором этих маленьких изображений, размеры которых не превышали 3-6 сантиметров? В России подобные произведения впервые встречаются на рубеже XVII- XVIII веков. Многие историки утверждают, что появление такого рода миниатюр напрямую связанно с именем Петра І. В 1698 году находясь в Англии, Петр І познакомился с известным миниатюристом Шарлем Баутом, который написал несколько миниатюрных портретов царя. Удивительная тонкость исполнения, прозрачность и чистота красок, схожесть с оригиналом – все это очень привлекало Петра І.
После возвращения в Россию царь приказал всем мастерам Оружейной палаты изучить новое ремесло и в совершенстве овладеть им. Благодаря искусным мастерам финифтяного дела, так в то время называли эмаль, которые создавали и украшали эмалью прикладные изделия – кубки, чаши, оклады церковных книг, воля царя была исполнена. 
Дабы создавать миниатюры автор должен был пройти большую подготовку, изучить свойства красок разных типов и характер их изменений в процессе обжига. Несоблюдение строгой последовательности, передержка при обжиге могли безнадежно испортить произведение.

В чем заключается главная особенность эмалевых красок?

МиниатюраВ состав финифти (эмали) входит плавень – стекловидный сплав белого или серого цвета в виде порошка, в который добавляли окиси металлов и таким образом получали необходимый цвет. К примеру, в результате добавления окиси меди получался бирюзовый и сине-зеленый цвет, а добавление золота позволяло добиться розовых и фиолетовых оттенков. Белые или слегка желтоватые цвета образовывались после добавления окиси олова.
В Древние Века мастера самостоятельно готовили сплавы, а рецепт их производства был огромной тайной. А в XVII веке каждый мог приобрести брусочек или небольшую пластину готовой краски. Купленные краски приходилось растирать в специальной агатовой ступке, смешивать со скипидаром или водой до образования густой массы. Только после этого краску можно было использовать.

Основание для миниатюры

Приготовление основания, на котором в дальнейшем писался портрет, также занимало немало времени. Зачастую портреты создавали на медной, а иногда и на золотой пластинке. Ее с двух сторон покрывали несколькими слоями одноцветной эмали и обжигали при температуре 750°C. После этого поверхность становилась слегка выпуклой  и мастер при помощи мелких мазков или легких точечных касаний наносил изображение. Когда краска одного цвета полностью высыхала, можно было приступать к нанесению другой. Обжигание выполнялось после полного высыхания всех красок. При необходимости после обжога подновляли тусклые или выгоревшие участки, накладывали тени и снова обжигали. Такую процедуру можно было проводить несколько раз, пока краски не обрели необходимого глянца, яркости и блеска. Очень важно не передержать краску в печи, ведь это могло привести к потускнению цвета и образованию трещин на поверхности.  
Самыми яркими представителями ремесла написания миниатюрных портретов, чьи работы сохранились, являются А.Овсов и Г.Мусикийский. Эти художники работали в Оружейной палате, а после переехали в Петербург. Среди их работ преобладают портреты Петра І, поскольку, прежде всего они исполняли волю царя.


Цены на услуги художников и мастеров Ростовской студии живописи

Заходите в нашу группу вКонтакте http://vk.com/club63988806



Eoieou ea?oeiu ianeii

Главное меню

Копии знаменитых картин

Наши работы


Портреты на заказ Фреска