Портретная миниатюра в русском искусстве часть 2

Портретная миниатюраС одним произведением великого мастера Г. Мусикийского мы уже ознакомились. Речь идет о портрете царя Петра І на фоне величественного Петербурга. Не менее популярной считается его ранняя работа – портрет царской семьи, написанная в 1717 году. На портрете изображена сидящая Екатерина и стоящие дети: Елизавета, Анна, царевич Алексей и маленький Петр Петрович.
Благодаря гравюре художник был отлично знаком со всеми тонкостями европейского парадного портрета. Если говорить о европейской миниатюре, то здесь групповые портреты стали новинкой. И мастер сумел ввести данный жанр в русское искусство. В первых работах Мусикийский не очень силен.

В рисунке прослеживается скованность и застылость поз

В рисунке прослеживается скованность и застылость поз, а также слегка заметна некая непропорциональность фигур. Однако цветовая гамма миниатюры, ее нарядность и величественность сразу притягивают взгляд. Если вспомнить известные произведения усольских художников XVII века, то можно заметить необычайное сходство цветов в их работах и работах Мусикийского.
Наверняка, работая в Оружейной палате, художник рассматривал произведения усольских умельцев, что и отразилось в его портретных миниатюрах. Все царские сподвижники также начали заказывать подобные портретные миниатюры. Одним из них был и А. Меншиков. Мусикийский в своей работе изобразил Мешкова в малиновой мантии и доспехах с орденом Андрея Первозванного.
Согласно архивным документам, художник писал не только миниатюрные портреты. В его творческом арсенале так же представлены многофигурные композиции. К сожалению, до нашего времени сохранилось лишь около двадцати произведений художника. Каждое из них очень ценное и имеет свою историю. 
В отличие от Мусикийского, о его современнике Овсове известно совсем немного. Среди работ Овсова, написанных в 1720-х годах, следует отметить портреты Екатерины и Петра І. В них прослеживается необычайная тонкость исполнения, что полностью отличает их от произведений Мусикийского.

Портрет Екатерины

Блестящее владение кистью прослеживается на портрете Екатерины. Художник мастерски изображает лицо императрицы в нежно-розовых тонах с легкими, едва заметными переходами. Портреты Овсова отличаются неким стремлением к приукрашиванию изображаемого.
Именно Мусикийского и Овсова – миниатюристов Петровского периода, считают основоположниками русской портретной миниатюры на эмали. Благодаря их работам портретная миниатюра стала отдельным художественным жанром.

Миниатюрные портреты близких людей

Миниатюрные портреты близких друзейВ 1840-х годах стало очень модно носить при себе миниатюрные портреты близких людей. В связи с этим возникает быстрая и дешевая миниатюрная техника, а именно портреты на кости. В качестве основы для подобных миниатюр зачастую использовались костяные пластины, иногда портреты писали на картоне или пергаменте. Основа была полупрозрачной (0,3-10мм шириной) и имела тепло-желтый оттенок.

Техника письма

Для нанесения акварельных красок использовали исключительно тонкую кисть. Иногда к акварели добавляли гуашь и писали ею по легкому карандашному контуру. Работа была кропотливой и требовала много терпения и мастерства. Для большего сияния красок и теплоты тона довольно часто под основу подкладывали лист серебряной или золотой фольги. Дабы сделать краски более плотными, сочными и блестящими в воду добавляли специально приготовленные растительные или фруктовые отвары. Мастера использовали разные методы грунтовки дощечек.
Костяные пластинки легко ломались, коробились, а краски со временем выгорали и обсыпались. Законченной считалась портретная миниатюра, вставленная в металлическую рамку с выпуклым стеклом, которое не касалось красочного слоя.


Цены на услуги художников и мастеров Ростовской студии живописи

Заходите в нашу группу вКонтакте http://vk.com/club63988806



Eoieou ea?oeiu ianeii

Главное меню

Копии знаменитых картин

Наши работы


Портреты на заказ Фреска