О гармонических пропорциях

Художники мало участвуют в разработке теории и правил композиции и нередко считают, что в ней все зависит от чутья и интуиции. В тоже время специалисты теоретики пытаются обосновать тайны гармонии, исходя из отвлеченной логики. Но сегодня теория все чаще соединяется с практикой. Физиологи, например, изучают движение глаз зрителя в процессе осмотра картины. С помощью новейшей аппаратуры производится запись постепенности обзора как всего произведения, так и его деталей. Так, в картинах выявляются участки, в которых зритель находит для себя больше информации.

Поиск математической гармонии

Математиков тоже интересует область изучения визуальной гармонии. Они выявляют в композициях произведений искусства взаимосвязанные размеры, пропорциональные величины, взаимозависимые расстояния. В ряде статей рассмотрены (на примере того или иного произведения) случаи использования художниками правил гармонических пропорций. Не секрет, что в большинстве  своем художники к этим выводам относятся скептически. Они по своему правы. Можно увлекательно писать о золотом сечении, но пока нет массы конкретных примеров, убеждающих, что этому правилу соответствует решение большинства композиций известных произведений, нельзя считать, что гипотеза доказана убедительно. Все же отметим, что картин художников, в которых формы изображений, их размеры и расстояния соответствует пропорции золотого сечения, имеется множество.

Как в этом можно убедиться

Убедиться в этом можно в том случае, если воспринимать изображения с новых позиций, обращая внимание прежде всего на пропорциональные связи. Сравним две картины Рембрандта на распространенные в старину сюжеты – «Жертвоприношение Авроама» и «Сон Иосифа».

Гармония в живописи В истории искусства они рассматриваются аллегорически в различных социо-культурных аспектах. Попробуем увидеть их по другому. Композиции полотен вертикальные, в действие на каждой картине вовлечены по три персонажа. Помещенному  внизу герою отводится пассивная роль. К каждой из расположенных в центре фигур обращается ангел, изображенный немного выше.
При рассмотрении этих сюжетов закономерными, естественными воспринимаются  расстояния между головами персонажей, а также масс фигур по отношению к друг другу. Здесь скрыт один из секретов гармонических пропорций композиции, который довольно просто понять. Если расстояние от лица персонажа, находящегося в верхней части композиции, до лица персонажа  внизу принять за единицу, то расстояние между лицом персонажа нижнего и лицом верхнего будет равно – 0,62 , а расстояние от среднего до верхнего – 0.62 в квадрате.

Правило золотого сечения в мировых шедеврах   живописи

Если внимательно рассматривать композиции полотен или фресок Рафаэля, то станет ясно. Что, стремясь к естественности расположения фигур, лиц персонажей, художник использовал в своих решениях и возможности , даваемые применением правил золотого сечения. Так размещены на картине «Папа Лев 10 с кардиналами Медичи и Росси».
 «В сочетании всех чудес грации и простоты, познаний и инстинкта в композиции Рафаэль достиг такого совершенства, в котором с ним  еще никто не сравнился. В самых простых, как и в самых величественных, композициях  повсюду его ум вносит вместе с жизнью и движением совершенный порядок и чарующую гармонию», - так писал Делакруа. В молодости художник напишет картину «Три грации».

Поиск гармонии в картинах Флорентийские мадонны Рафаэля «Мадонна в зелени» и «Прекрасная садовница» - едва ли не лучшее во всем искусстве эпохи Возрождения. На первой и на второй картине изображена богоматерь, придерживающая руками младенца, стоящего на земле. Вниманием его пытается овладеть другой ребенок, будущий Иоанн Креститель. Если от головы младенца до головы младенца расстояние принять за единицу, то от лица одного младенца до другого расстояние будет равным числу 0.62. Понятно, что не в каждой картине, не в каждом произведении правило золотого сечения использованы столь последовательно, столь неуклонно. Но обратить внимание на это стоит.
Отмеченные здесь повторения расстояний, могущих быть выраженными в виде математической зависимости, есть не что иное , как канон. Широко известно высказывание К. С. Петрова- Водкина о творчестве Рафаэля: «К Рафаэлю … приходишь как на отдых. Эта нежная ясность, детская гениальная шаловливость с цветом и формой, то беззаботно жизнерадостная, то задумчивая и грустная… - она обезаруживает нас, распускает напряженные мускулы. Как совершенный в своих силах, Рафаэль не боится… композиционных канонов». Канон, как часто считают художники, неудобен, сковывает в работе над композицией. Но если канон применял сам Рафаэль, то следует пересмотреть свое отношение к нему. Может быть, сковывает не он, а отсутствие привычки к композиционному мышлению?..
  Золотое сечение – не прием для всех случаев творческой работы, но для стремящихся к разнообразию ума это хорошая путеводная нить, помогающая искать дорогу к подлинно свободному творчеству, которое не пасует перед случайным припятствием, а его преодолевает. Еще древние говорили: « В знании – сила».

Автор - А. Прохоров

Eoieou ea?oeiu ianeii

Главное меню

Копии знаменитых картин

Наши работы


Портреты на заказ Фреска