Пейзажная живопись: как искать сюжет для картины

Живопись: пейзажиНачинающие художники, работающие в жанре пейзажной живописи иногда могут пожаловаться, что: писать на первый взгляд нечего, пейзажи кругом невыразительные, и такие сюжеты давно приелись. Никогда не ожидайте творческого вдохновения, заставляйте себя трудиться, даже в то время, когда трудиться не хочется. А интерес к теме, увлеченность придут сами, особенно в случае если на какой-то стадии достигнута небольшая, но победа. Особенного внимания заслуживает опыт художников пейзажной живописи. Возникает вопрос: чем они руководствуются в момент выбора мотива для своей работы?

Опыт мастеров живописи

Настоящий пейзажист обладает даром видеть образно самобытно и описывать окружающий мир, природу , имеет навык находить свои неповторимые темы и сюжеты. Их картины можно определить по особому стилю восприятия природы. Даже в том случает, если они принадлежат к какой-либо одной тематике. Так, например, сколько известных мастеров написали золотую осень. И каждое произведение неповторимо в собственном, авторском,  образном решении. Одну картину никогда не спутаешь с другой.
Начинающие художники иногда ищут готовые темы в природе. Чаще всего это получается под воздействием ранее виденных произведений. Но, нужно понимать, что готовых композиций в природе не существует, как не существует жестких определенных канонов в практике художественного искусства. Скорее наоборот, живописец каждый миг ищет новое - в любом сюжете и способах его проявления. Находить самое интересное, чувствовать окружающий нас мир по-своему - насколько увлекательно этот творческий подход!

Отечественная школа пейзажной живописи

Нашу отечественную школу пейзажа во все времена отличали простота мотивов и скромность, живописно-тонального решения, дефицит внешней эффектности, некая лиричность.
Учась пейзажной живописи у мастеров, будьте требовательны к самому. Мастерство подмечать, на первый взгляд, в прозаическом, заурядном, необычную, красоту внутреннюю содержательность, поэтичность. Фиксируйте эти чувства в своих этюдах. Помните мудрую заповедь И. Левитана: картину можно увидеть в самых простых мотивах и явлениях природы.
Объединяет такие произведения особая душевность, предельная простота сюжета. Все на первый взгляд в них обыденно, привычно, знакомо не по наслышке . Однако звучат они как песни. Свежесть отраженного в них чувства волнует каждого, кто любит и знает природу.
Почти все пейзажи мастеров  пейзажной живописи - результат не умозрительных решений или «кабинетной» работы. Они были замечены в реально существующей местности, сделаны с натуры, и перенесены на  холст. Это вовсе не значит, что им все-таки удалось найти «готовые композиции». В ходе работы с натуры живописец опускает отдельные элементы, меняет местами другие, подчеркивает третьи, усиливая их тональное либо цветовое отражение. Старайтесь писать именно то, что восхищает конкретно вас. Подлинному художнику все находящееся вокруг него в повседневной реальности представляется захватывающим. Не редки и такие случаи, что обнаруживается притягательная сила вроде бы привычной натуры не сразу , раскрываются яркие отличительные черты много раз виденного пейзажа. Важно воспитать внутри себя мастерство не только смотреть, а видеть. Нужно научиться наблюдать и смотреть художественно.

Как проводить наблюдения за природой

 Собственные наблюдения и художественные поиски проводите в различные часы дня, обязательно с разных позиций. Один и тот же уголок природы при разной погоде, освещенности, сезона и дня может казаться различным, а иногда бывает попросту неузнаваем.
И каждый раз живописец может открыть для себя настоящий клад неожиданных и необычных художественных решений. Пройдитесь по улицам, окраинам вашего городка или поселка, можете выехать в деревню, в поле, в лес, в луга, к речке - это серьезно способствует поиску выразительных мотивов и подскажет свежие художественные решения.
 Выбор натуры зачастую могут подсказывать какие-то отдельные предметы и острохарактерные элементы пейзажа, они тотчас же обращают внимание на себя, становятся, в большинстве случаев, композиционным центром этюда либо картины.

С чего не нужно начинать

Начинающие авторы, не пишите пейзажи с трудными архитектурными сооружениями, большим количеством домов, автомашин,  деревьев,  избегайте так называемые панорамные, «картинные» виды. Сюжет для вашего этюда может быть достаточно простым - дерево на побережье тихой речки, тропинка вдоль того же берега или просто облачное небо.
Определение сюжетов для этюдов и картин довольно часто находится в зависимости от круга тем, событий, которые в художественной деятельности художника являются определяющими. Так, например, А. Пластов на протяжении всей жизни жил в деревне Прислонихе Ульяновской области. И свою творческую жизнь связал с одной темой: жизнь крестьянина-труженика в гармонично единении с окружающими миром. Картины Пластова - рассказ о красе и щедрости полей, лесов и лугов, о земледелах, пастухах, простых людях, строящих свою крестьянскую жизнь.
Творческий процесс этого великого художника - пример глубокого понимания и искреннего восхищения живописца природой и русским человеком.
Вот что заявил о любви к свой природе прекрасный художник С. Жуковский: «Пора перестать ездить за модами в Париж... Призовем на помощь чувство национальной гордости, самопризнания, самоуважения и полюбим глубже собственную неисчерпаемую красотою Родину».

Наблюдайте

Некоторые авторы пейзажной живописи находят симпатичные сюжеты и необычные для картин композиции, даже не покидая пределы своего городка, его окрестностей. Иные в поисках актуальных тем, ранее не известных жизненных впечатлений уезжают на Волгу, на Кавказ, БАМ, Север. Либо целыми днями ходят  с этюдником по лугам и полям, уходят в глухие лесные дали и горные долины.

 

Eoieou ea?oeiu ianeii

Главное меню

Копии знаменитых картин

Наши работы


Портреты на заказ Фреска