А. Бер «Светлое и темное» - часть 1

Графика в искусствеГрафика – это особый мир выразительных возможностей, где  черное, белое и серое в бесконечном количестве вариантов. И у каждого из нас есть дорогие сердцу художники, любимые, «заветные» работы. Очень разные: подробные и многодельные станковые листы и быстрые, легкие наброски, гравюры и книжные иллюстрации.
В нашей зрительной и душевной памяти живут тончайшие по светотени офорты Рембранта и Гойи, прозрачные рисунки Леонардо да Винчи и Александра Иванова. И, конечно книги, где таким неразрывным стало соседство Лермонтова и Врубеля, Достоевского, Пушкина и Фаворского. Многие монохромные произведения, так виртуозны по исполнению, что кажутся нерукотворными. И всегда это работы , отмеченные индивидуальностью автора, его личным пластическим мышлением.
С первого рисунка или наброска художник прикасается к проблемам и задачам, которые так интересно решали старые мастера «черно – белого искусства». Что же лежит в основе творческого процесса и роднит между собой все подобные произведения? Прежде всего свет, его воздействие на натуру, на замысел рисовальщика или живописца. С этого и начнем разговор.
Без света мы просто не видим. В темноте человеческое зрение просто бездействует, и далеко не сразу, при большом напряжении наши глаза могут угадать примерное расположение предметов, их смутные силуэты. Мы любим свет. Любим зорко смотреть, далеко и отчетливо видеть. Здесь сказывается потребность человека ощущать себя частью зримой реальности. Окружающий нас мир пространствен. Он объемен и многоцветен. И все эти качества раскрываются по разному в зависимости от характера освещения. Привычный и теплый свет солнца, луч карманного фонарика или мощного прожектора, сполохи зарниц в небе и сдержанный уют настольной лампы – в каждом случае свет творит свое волшебство.
Он лепит формы , организует и строит пространство, выявляет цветовые и тональные контрасты, рождает систему рефлексов и в конечном счете помогает человеку полнее воспринимать жизнь и чувствовать ее многообразие. Ведь наше смотрение включает не только объективную зрительную информацию о бытовом и природном окружении, каких то явлениях или событиях. Это и любование тем, что радует глаз, вызывает ощущение красоты и гармоничности. Освещение может быть сильным и слабым, рассеянным или направленным.
Между ночной тьмой и ясным солнечным полднем заключен огромный диапазон световых колебаний.

Тон в графике

Мы подошли к проблемам тона. Сопоставление темного и светлого – мощнейшее средство художественной выразительности, одна из основ, на котором строится пластический организм произведения и решаются коренные творческие задачи в рисунке и живописи. В понятие тона входит сила и характер освещения, распределение света и тени, светлота окраски наблюдаемых предметов. Но одно из названных свойств привлекает особое внимание художников. Джон Констебль – крупнейший мастер английской пейзажной живописи  сказал о нем так: «светотень можно охарактеризовать как некую силу, которая создает пространство; мы находим ее повсюду в природе в любое время; контрастность, гармония, свет, тень, отражение и преломление света – все это является составной частью светотени».
Для художника объективные стороны натуры очень существенны. Опираясь на них он ищет нужное решение тональной композиции. Сравнивая разные части натуры, каждый внимательный человек видит лишь различие межу светлым и темным. Опытный рисовальщик или живописец улавливает множество тончайших изменений тона. В этой своеобразной палитре сравнение ведется между крайними полюсами – белым и черным. Тут располагается вся шкала, вся градация тона – от белого, серебристого до темного, постепенно приближающегося к глубокой черноте бархата.

Рисунок

Представьте, что вы решили выполнить длительный, подробный рисунок. Вы давно мечтали о нем и теперь собираетесь «выложиться» - сделать в листе все, что вы можете на сегодняшний день. Сюжет выбран. Готовы предварительные композиционные наброски, лучший из которых станет основой работы Обычно, уже задумывая рисунок, автор прикидывает тональное решение. Будущий лист видится его воображению в той или иной общей тональности, светлой или темной. Даже ритмы, пространственные связи и направления форм, характер использования материала – словом , вся пластика рисунка, возникающая под рукой в процессе творения, в значительной мере предчувствуется художником. Собирая в тоне лист по всей плоскости, вы кА бы лепите его в пределах определенной глубины в зависимости от замысла. Внимательный, серьезный рисунок создает убедительное впечатление пространственности, сохраняя ощущение плоскости листа.
Поначалу, когда опыт работы и понимание искусства еще невелеки, многие отожествляют реальное пространство с пластическим, то есть тем, что создается на плоскости. Тогда в рисунках превалирует иллюзорное представление о глубине, и кажется автор пытается создать уменьшенную, точную модель натуры. Но плоскость листа не мешает стать подобием объемного макета. Художественное пространство условно и эластично, оно может быть сжато или раздвинуто в зависимости от творческой задачи. Выстраивание объемных форм прямо связано с характером понимания пластического пространства.
 Когда восприятия натуры передается от глаза к чутким пальцам, автор почти осязаемо чувствует малейшее движение формы. Он лепит свой рисунок так проникновенно, так «ласково», что композиция оживает, трепещет и дышит по всему листу. И тогда тональные градации становятся особенно гармоничными. Вспомните портретные рисунки старых французских мастеров и Гольбейна, работы Рафаэля и Рубенса, Серова и Левитана, Фаворского и Петрова-Водкина. Мы учимся у больших художников не только мастерству исполнения, но и огромной душевной наполненности их произведений, теплоте и силе чувства, теплоте и силе чувства. Старательная проработка деталей при ответственном отношении к каждому кусочку как равноправной части всей композиции – вот характерная черта любимых нами шедевров.

 

Eoieou ea?oeiu ianeii

Главное меню

Копии знаменитых картин

Наши работы


Портреты на заказ Фреска