Цветоведение

Цветоведение

Мы видим вокруг себя очень много различных цветов, так много , что не хватает слов для их обозначения, точное определение цвета требуется во многих случаях. Например, под одним и тем же наименованием выпускаются краски, заметно отличающиеся друг от друга по цвету, что создает большие неудобства. Наукой о цвете разработаны методы точного определения цвета. Ими широко пользуются в различных областях промышленности.
Наукой о цвете изучаются различные цветовые явления. Нами будет рассказано в этой книге о происхождении цветов, об их изменении в зависимости от освещения и на расстоянии, о смещении цветов и еще о многом, что совершенно необходимо знать художнику. Разумеется такие знания, такие знания можно черпать из непосредственных наблюдений, из своего личного опыта. Но наука о цвете уже накопила, систематизировала и обобщила проверенные знания. Усвоив их можно ускорить приобретение опыта. По сравнению с математикой, физикой, медициной и многими другими научными дисциплинами, цветоведение – еще молодая наука, она сформировалась около 150 лет назад. Многие вопросы еще не выяснены, и на них цветоведение еще не в состоянии дать исчерпывающие ответы, но уже то, что изучено составляет большой круг полезных сведений. Огромный вклад внесли в цветоведение русские ученые . М. Ломоносов изучал  смешение цветов и первый установил, что основных цветов всего три. Профессору В. Чаговцу (конец 19 века) принадлежит приоритет в создании ионной теории возбуждения, потом завершенной академиком П.Лазаревым.
Цветоведение не только описывают, но и объясняет цветовые явления, вскрывает причины их возникновения, обобщает разрозненные факты, подводит общую теоретическую основу и, тем самым, научает самостоятельно их анализировать.
Разумеется, нельзя полагать, что,  изучив цветоведение, обязательно станешь хорошим колористом; что бы стать хорошим колористом, необходимо приобрести большую культуру и овладеть техникой, достигаемой упорной практикой. Художник- реалист в своих произведениях правильно изображает действительность, раскрывает ее содержание. Цвет, краска в руках художника-реалиста приобретает значение одного из средств правдивого воспроизведения действительности, выражение идейного содержания художественного произведения.
Человек познает природу не пассивно, не безучастно  созерцая ее, а активно воздействуя на нее подчиняя ее себе. В общественной жизни человек не посторонний зритель, а непосредственный участник.
Что бы стать хорошим художником, надо в совершенстве овладеть художественным мастерством, надо творчески освоить все ценное, накопленное человечеством, надо обогатить себя знаниями необходимыми для того, что бы правильно понимать окружающую действительность. Творчество художника, владеющего в совершенстве своим мастерством, не стесняет технические трудности. Художник критически освоивший культурное наследство человечества, может достичь еще более высокого уровня, еще более совершенного искусства. Художник, обогативший себя знаниями, может анализировать и правильно понимать все, что его окружает, а это необходимо для того, что бы активно, действенно относится к окружающему, не ограничиваясь пассивным созерцанием. Пассивно созерцая, можно отобразить лишь внешнюю сторону событий, но нельзя вскрыть их внутреннюю связь, нельзя понять их значение и существо.
Наука о цвете помогает художнику. Она научает его анализировать цвета и цветовые явления и использовать эти явления в своих целях. Она тем самым помогает овладеть мастерством. Она вооружает художника рядом объективных знаний. В этом ее значение. Правда, эти знания касаются одной из сторон художественного мастерства, но стороны весьма важны для живописца, для графика, для оформителя книги. Последнему особенно полезны сведения из области цветоведения. Художник книги постоянно должен считаться с техникой книгопечатания, хорошо понимая основы ее возможности. Здесь опять таки полезно цветоведение, объясняющее многое из того, что относится к области цветной печати.

Физические основы цвета

Цвет тел

картины по теме цветоведение

Свет. Когда свет действует на глаза, возникают световые и цветовые ощущения: «материя, действуя на наши органы чувств, производит ощущение». Видимый спектр ограничен волнами длинной приблизительно 380 – 760 миллимикронов. Длинна волны – расстояние на которое распространяется колебание за время одного периода, т. е. за время необходимое на совершение полного колебания.
Обычно мы имеем дело со световыми потоками сложного спектрального состава, состоящими из волн различной длины, и очень редко – с потоками так называемого монохроматического  света, т.е света, состоящего из волн приблизительно одинаковой длины. Как монохроматический свет, так и свет сложного спектрального состава, воздействуя на глаз, вызывает ощущение какого-то одного, определенного цвета.
Наблюдая цвет, нельзя непосредственно на глаз определить его спектральный состав. Совершенно одинаковые цветовые ощущения могут возникать и при воздействии световых потоков разного состава. Однако свет определенного состава, при всех прочих равных условиях, воздействуя на глаз, вызывает совершенно определенное, всегда одинаковые цветовые ощущения.

Eoieou ea?oeiu ianeii

Главное меню

Копии знаменитых картин

Наши работы


Портреты на заказ Фреска