Статьи о живописи

Загадочность в произведениях иконописи

Согласно классическому определению, иконописью называют один из видов средневековой живописи религиозной тематики. Говоря иными словами иконопись – это написание икон. Для создания икон используют особый вид краски – темперу или масло. Такие произведения пишут на холсте, досках, а иногда и на специальных металлических основаниях. Довольно часто иконы пишут сразу на стенах храма. 

Традиции иконописи

Традиционно, икона является незаменимым символом православия, как продолжения византийского христианства. Икона – специальное изображение особых людей берет свое начало еще с греческих традиций погребальных портретов. По началу, таким образом, изображали святых, однако немного позже также начали появляться и другие персонажи из знаменитых христианских легенд. Иконы носили как символический, так и повествовательный характер. На одной или нескольких картинках можно было рассмотреть образ святого и сразу изучить его житие, то есть жизненный путь. Этим и отличаются восточные христианские традиции от Западноевропейских стран, где в период средневековья преобладают скульптуры.  

Византия

Иконопись была широко развита в Византии и оказала весомое влияние на искусство многих христианских стран. В XIII-XVI вв на Руси иконопись отличалась особой художественной яркостью и своеобразием. На основе древних византийских традиций здесь образовались самобытные школы, которые открыли таланты всемирно известных иконописцев, а именно Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия и многих других.

Во все времена талантливые мастера-иконописцы высоко ценились

Во все времена талантливые мастера-иконописцы высоко ценились, поскольку такой жанр, как иконопись имеет свою специфику и сложности. Задача мастера не просто изобразить объект, а воплотить «божественное» и сверхчувствительное содержание в зримый и чувственно воспринимаемый образ. В таких образах не должна присутствовать материальная конкретика, они предназначены для передачи красоты внутреннего мира, которая изображалась с помощью идеальных, возвышенных и совершенных форм.  
А добиться этого не так то и просто. 
В художественной практике существуют различные условные методы и приемы воспроизведения действительности. К примеру, каждое изображение имело плоскую форму. Зачастую его помещали на золотистом фоне. Также важно отметить, что трехмерное пространство и натуральные объемы полностью отсутствовали, поскольку основная задача заключалась в передаче не натуры, а повествовательного и символического образа.

Композиционно-ритмическое начало

Главная роль принадлежала так называемому композиционно-ритмическому началу, которое заключалось в четкости и выразительности цветов и линий. Несмотря на столь строгие каноны и рамки, беспрепятственно действовало огромное количество школ и направлений. 
К примеру, придворно-аристократическое искусство с сильными античными традициями отличалось благородной возвышенностью образов, изяществом форм и духовной утонченностью. Также существовали более крестьянские направления иконописи. В таких иконах преобладают фольклорные представления.

Отличие портрета от иконы

Представители некоторых самобытных школ писали довольно простые и выразительные иконы, наполненные живой сказочной фантазией, песенной образностью и простосердечной повествовательностью. Именно такие произведения, «цепляют за душу». Для того, чтобы добиться подобного эффекта недостаточно просто нарисовать какую-то особенную личность. Необходимо полностью исключить и сознательно отказаться от визуальной подобности изображения. Это и есть главное отличие между портретом и иконой. 
Поэтому, образы, изображенные на иконах, имеют необычные, странные, но в, то, же время весьма притягательные лики. Ведь в иконе главное не конкретные черты человека, а психология и духовность его образа, насыщенного нравственной доблестью, нежностью материнства, чувством сострадания, трагической скорбью, радостным ликованием и другими свойствами.  

Изображение образа

В столь строгих и четких церковных канонах иконографии, иконописцам удавалось развивать живой человеческий смысл. Мастера высокого класса изощренно и особенно тонко изображали духовность образа, и постоянно развивали свой талант и усовершенствовали мастерство. Издавна к писанию икон относились с особой серьезностью и ответственностью. Следует отметить, что для писания иконы необходимо было благословение, а также мастер должен был практиковать молитву и строго придерживаться поста.

Иконопись - занятие, требующее особого отношения.

Немудрено, что со временем многое изменилось. Сегодня вряд ли удастся встретить иконописца с таким трепетным отношением к своему ответственному и непростому делу. В наше время каждый, кто хочет попробовать себя в этом загадочном и в какой-то мере закрытом виде искусства, имеет на это возможность. Однако не стоит забывать, что иконопись – это в первую очередь священное занятие, требующее особого отношения.

  • Портретная миниатюра в русском искусстве
  • Портретная миниатюра в русском искусстве часть 2
  • Миниатюрные портреты в русской живописи 3 часть
  • Применение живописи в декоре помещения
  • Зенарт как стиль живописи
  • Оставьте заявку
    или позвоните
    8 (919) 885-03-68 или 8 (918) 858-64-08