Статьи о живописи

История изображения религиозных святых и понятие «икона»

Святые образы икон всегда завораживали своей духовностью, которая от них исходит. Будь то светлая икона или такая, которая изображает грозный или мученический лик святого, она вызывает благоговение и трепет у смотрящего на нее человека. Иконам поклоняются, так как они несут в себе образ Бога и святости. Однако вместе с тем иконописное творчество является одним из направлений живописи. Как же появился и развивался такой вид живописного искусства, как иконопись?
Понятие «икона» происходит от греческого слова «эйкон», что обозначает образ или подражание. Таким образом, «иконописец» - это человек, пишущий образ, в нашем случае образ святых покровителей человечества, заступников людей перед Богом и защитников в жизненных делах.

Рождение иконописи

Свое рождение иконопись получила от портретной живописи эллинов, а именно от «фаюмских портретов», названных так по месту обнаружения. Так называемые «фаюмские портреты» датируются I-III вв н.э. и были обнаружены в Нижнем Египте в оазисе Фаюм. Они представляли собой портреты, выполненные на досках красками на основе воска. Такая техника живописи носит название «энкаустика». Первые из дошедших до нас икон были коптские и византийские. Они датируются VI-VII веками, и написаны в технике энкаустики. При этом эти иконы обнаруживают определенное стилистическое сходство. 
Формирование основных принципов написания икон происходило в течение многих веков еще до того, как иконопись стала неотъемлемой частью древнерусской культуры. Свои традиции иконопись времен Древней Руси позаимствовала у Византии, поскольку живописное искусство Византии того времени носило в основном религиозный характер. Написание картин строго подчинялось правилам и законам, касающихся как содержания, так и формы конечного произведения искусства. 
В итоге длительных дискуссий в эпоху иконоборства, когда основные споры шли о главных догматических нормах – культе икон и его запрете, появилась четкая регламентация типов икон и стереотипов образов, ставших неопровержимыми канонами иконотворчества. Эпоха установления правил и законов иконописи длилась более ста лет, а завершилась задолго до крещения Руси.

Христианство на Руси

Появление христианства на Руси дает рождение первым древнерусским иконам, которые вначале выполнялись в стиле «греческого письма». Последний факт легко объяснить. Христианизация Руси пришлась на конец X века и время правления великого киевского князя Владимира. В это время люди, столетиями поклонявшиеся славяно-русскому язычеству, совершенно не представляли себе облик нового Бога и его окружения. Они имели достаточно смутные представления об иконе и темперной живописи, которая пришла на смену энкаустике. Темпера представляла собой технику написания картин красками на основе яичного желтка. Получив новую религию из Византии, вместе с ней бывшие язычники получили навыки написания икон. Однако уже в XI веке наряду с греческими мастерами икон создают свои иконы и русские художники-иконописцы.
В период смутного времени XI-XII веков, когда Киевская Русь дробилась на независимые феодальные княжества, зарождаются местные школы иконописные школы. Так появляются и в дальнейшем развиваются киевская, новгородская, ростово-суздальская, галицко-волынская, смоленская и многие другие школы иконописи, получившие свои названия от вновь образованных княжеств, в которых они зародились. В первое время работы этих школ мало, чем отличались друг от друга, так как носили еще следы византийских правил иконотворчества.

Влияние монголо-татарского ига на развитие иконописи

К середине XIII века Русь покоряется монголами. В течение долгих десятилетий гибнут люди и разрушаются некогда цветущие города. Искусство уходит на последний план в нуждах людей, которые больше заботятся о создании надежного крова, пропитании и крепком оружии. На долгое время художественная жизнь Руси остается в зачаточном состоянии развития и едва поддерживается некоторыми самоотверженными творцами.
К концу XIV века Русь освобождается от монгольского ига и страна переживает необычайный духовный подъем, что привело к повсеместному оживлению творчества. Иконы, принадлежавшие к этому времени, все так же относятся к различным школам. Но в них уже четко прослеживаются черты местного своеобразия. Среди школ иконописи постепенно выделяется московская, к которой в будущем переходит ведущая роль, сохранившаяся таковой вплоть до конца XVII.

Иконопись – Духовный подъем

В период духовного подъема Руси иконе отводится самое главное место в жизни людей. Она становится частью обязательного храмового убранства, и при этом является обязательным элементом декора для каждого дома вне зависимости от сословной принадлежности людей.

Икона в домашнем интерьере и экстерьере

До конца XVII века в доме не допускалось появление других настенных произведений, кроме икон. Количество икон и их качество отражали степень достатка семьи в той же мере, как и количество посуды из драгоценных металлов. В каждом доме обязательно создается «красный кут» - красный или красивый угол. Здесь иконы расставлялись в несколько рядов. Каждая икона занавешивалась особой шторкой или, в зависимости от достатка хозяина, поля и фон иконы закрывались золотыми и серебряными окладами. Снизу к иконам подвешивались атласные пелены с бусами, вышитые узорами, цветами или образами отдельных святых. Весь красный угол занавешивался тяжелой плотной таканью и играл первостепенную роль в укладе семьи.
В богатых домах помимо «красного кута» хозяева могли позволить себе отвести отдельную комнату под «крестовую палату». В этих покоях иконами закрывалась полностью одна стена. Здесь же совершалось богослужение, если в доме имелся священник.
Повсеместно появляются иконы на воротах дворов, на дверях конюшни, у колодцев и на перекрестных столбах. Причем каждый вид деятельности имел своего покровителя и заступника на небесах. Таким образом, религия прочно входит в жизнь древнерусского народа. Все положительные и неудачные повороты своей судьбы, достаток и бедствие, человек объясняет божьим промыслом, а во всех жизненных трудностях молил о помощи святых заступников.

  • Для чего необходима мерная икона
  • Икона в жизни человека
  • Искусство Японии: японская живопись
  • Новгородская иконопись XV века
  • Загадочность в произведениях иконописи
  • Оставьте заявку
    или позвоните
    8 (919) 885-03-68 или 8 (918) 858-64-08