Статьи о живописи

Алексей Аркадьевич Харьков «О всероссийской выставке деревянной скульптуры в г. Самаре (сентябрь 2013 г.)»

В городе Самара, в сентябре 2013г., состоялась художественная выставка «Деревянная скульптура , традиции и современность». При ней были прочитаны лекции по темам: «Резьба по дереву народных умельцев», «Творчество скульптора Эрьзи», «Художники Башкирии».
Я участник и зритель этой выставки. И я решил высказать свое мнение по этому поводу.
В первую очередь большое спасибо организаторам-устроителям этой выставки. Они свою работу проделали на высоком уровне. Хочу высказать уважение к своим коллегам, участникам выставки, представившим свои произведения в экспозиции. Каждый из них достоин внимания и благодарности за свое творчество, но в целом от выставки я ожидал большего. И вот почему: мне хотелось увидеть интересную сюжетно - тематическую скульптуру, высокое мастерство резчиков по дереву. Но этого к сожалению было мало, за редким исключением. Выставка в основном состояла из произведений выполненных в абстрактном ключе. И это меня огорчает.
Абстракция во всех своих формах все больше завоевывает пространство в российском искусстве, как и все иностранное заполняет нашу жизнь, лишая нас национальных корней. И уже бывает непонятно, где произведение русского художника, а где француза и т. д., теряется эдентичность национального и разлагается традиционная русская культура.
Разумеется, изобразительное искусство, как и человеческое мышление безгранично и деятельность художников многообразна. Они свободны творить в любом стиле, направлении или «изме». Но мне показалось, что во многих произведениях, экспонировавшихся на выставке, художники выбирают абстрактное направление для прикрытия собственной профессиональной несостоятельности, беспомощности и неумения. Прослеживается их желание как угодно выделиться, показать свою исключительность не имея таланта и профессионализма. Скульптор М. Антокольский  как-то сказал, что шарлатанство и настоящее имеет одинаковый успех у зрителей. Современному зрителю, к сожалению, нужно только зрелище, шоу. А искусство, где нужно думать, его не интересует. В абстрактных произведениях не нужно искать объяснения, ведь она не показывает реальный мир. Работа в этом направлении создается интуитивно или на основе собственной, никому не понятной, философии автора. Часто абстрактную скульптуру или картину  может понять только сам её автор. И мне кажется, что бы работать в этом направлении большого ума не нужно, как и не нужно знать историю искусства, иметь серьёзную профессиональную подготовку. И произведения в этом роде нельзя ставить в один ряд с работами, где есть школа, вековые традиции, сложными в моральном и техническом отношении, где есть большие знания и умения
Легкость в достижении «результата», возможность экспонировать свои абстракции на выставках под крышей министерства культуры, Союза художников, становится, к сожалению, привлекательным моментом для многих «творцов» от искусства. И вот, что ещё меня удивляет, абстракцией занимаются не только самоучки – самодельщики , но и заслуженные деятели искусств. Я думаю, что этот факт только лишь дань времени и моде.
Но, господа, откройте глаза, посмотрите вокруг, посмотрите на свою Родину – сколько вокруг интересного, сколько жанровых монументальных событий, которые можно и нужно изображать, над ко торыми можно думать, плакать или смеяться. Родина – это огромный источник для национальных искусств и непустой абстрактный абсурд для одноразового просмотра.
И так, темы российской действительности я не увидел на выставке и в лекциях о художниках Башкирии. Многие произведения непонятно, где сделаны, в Самаре, Башкирии или в Европе. Беседуя со зрителями, я спрашивал, нравятся ли им абстрактные произведения. Молодые зрители отвечали: «раз оно есть – пусть будет», а пожилые говорили о том, что им непонятно что это и что хотел сказать скульптор. Я остаюсь на стороне пожилых. Несомненно, есть талантливые произведения и среди абстрактных работ, но когда так много этого вида скульптуры представлено на выставке, то заслоняется настоящее, подлинное искусство. Конечно, это мое субъективное мнение, но оно имеет право на существование.

  • Жизнь в творчестве Аркадия и Алексея Харьковых
  • Творческий и жизненный путь Алексея Аркадьевича Харькова
  • Скульптор Алексей Харьков о себе
  • Пленэр и выставки в Пухляковской
  • Развитие деревянной скульптуры Прикамья
  • Оставьте заявку
    или позвоните
    8 (919) 885-03-68 или 8 (918) 858-64-08