Натюрморт

Показать галерею картин

Несомненно, одним из самых красивых вдов живописи является натюрморт. Давайте рассмотрим натюрморт как самостоятельный жанр живописи.
Натюрморт предполагает изображение неодушевленных предметов от настольных принадлежностей, бытовых мелочей разного рода до спелых фруктов и неповторимых цветов. Особенность натюрморта в том, что все изображаемые предметы организованы в группу и составляют единую композицию картины. Как самостоятельный жанр живописи натюрморт стали выделять в XVII веке.
Уникальность и неповторимость натюрморта состоит в его неограниченных изобразительных возможностях. Посредством изображения различных предметов, уловив их внутреннюю сущность и неповторимость, настоящий мастер натюрморта в художественной форме может отобразить все стороны человеческой жизни: социальное положение людей, их вкусы, пристрастия, характеры. При этом художник большое внимание уделяет мелочам, способным передать историческое время или принадлежность к временной эпохе.
Написать натюрморт совсем непросто. Это значит, что посредством композиции, перспективы, пропорций и цветовых решений художники должен реалистично передать материальность предметов, их объем и положение в пространстве. Кроме того, расположение предметов и их характер должны производить ощущение целостности, завершенности картины. Такая реалистичная передача изображения предметов на бумагу или холст рождает понимание их красоты и эстетической сущности. С давних пор для обучения живописи лучшим в художественных школах считался урок по написанию реалистичного натюрморта с фруктами. Только так будущие художники достигали понимания законов гармонии цвета, пластику форм, учились творчески относиться к любой натуре и мастерки владеть различными техническими приемами написания картин.

История натюрморта

Как уже отмечалось, свою историю натюрморт, как самостоятельный вид живописи начинает с середины XVII века. Именно в это время многим художникам приходит идея красиво изобразить предметы быта, составив их в удачную композицию, дополнив драпировками и подобрав удачное освещение, при котором бы замысел художника был передан наиболее реалистично. Именно свет играл большую роль в написании натюрморта, хотя главное внимание уделялось все же предмету. От типа и способа освещенности изображенных вещей зависело все настроение картины, которое впоследствии передавалось зрителю.
Лучшими в познании свойств света и способах передачи его на бумагу считаются голландские художники-реалисты XVI-XVII веков – Питер Класс, Виллем Гед и Франс Снайдер. Именно в их работах искусство натюрморта нашло свой яркий расцвет. В своем творчестве художники отдавали предпочтение фруктам, дичи, столовым принадлежностям. С любовью изображая каждый предмет, они могли отразить не только эстетическую сущность вещи, но и через нее передать ощущение радостного отношения к жизни.
Натюрморты с фруктами и цветами этих «молодых голландцев», этих блистательных живописцев и сегодня поражают и восхищают нас своей реалистичностью и яркостью настроений. Однако с середины XIX века живопись, в том числе и натюрморт, оказываются под влиянием французского импрессионизма. Все больше и больше внимания художники стали уделять не предмету, а среде, в которую он помещен. Теперь передача света, плотности воздуха, игра цветовых оттенков и света на предметах имело первостепенное значение. Такое внимание к световым эффектам значительно расширило технические возможности натюрморта и обогатило его цветовую палитру.
Перенося композицию натюрморта с цветами и фруктами на плоскость, художник зачастую может уделить повышенное внимание к отдельным предметам и их деталям. Изображение передается с точностью до мелочей, что может нарушить целостность картины. Однако задача мастера сводится к тому, чтобы объединить все составляющие натюрморта, всегда следуя принципу, что познание картины начинается «от целого к частному», а завершается «от частного к целому».
Чтобы рисунок был целостным, гармоничным и выразительным, художник должен суметь решить для себя следующие задачи. Как правильно и гармонично передать всю сущность материального предмета? Что лучше будет передавать декоративный характер картины, смягчение форм или резкость границ, обобщение деталей или тщательно проработанные мелочи? Каким способом добиться общности и единства всей композиции натюрморта? Отвечая на эти вопросы, художник всегда старается придерживаться простого правила классического натюрморта: четкое разделение пространства на три плана с хорошо выраженным композиционным центром. Как правило, передний план отводится мелким деталям, которые являются лишь дополнением к общему замыслу. Они тщательно прорисованы, но не привлекают на себя все внимание смотрящего. Второй план является композиционным центром всей картины и отдается главному предмету. Именно он во всей композиции привлекает человека, который рассматривает натюрморт. Третий план обычно составляет фон картины. Это может быть вид из окна, интерьер или различные типы драпировок.

Натюрморт с цветами

Одним из самых ярковыраженных направлений в натюрморте считается натюрморт с цветами. Изображение растительности берет свое начало еще в древние времена, когда художники только пытались понять сверхъестественную силу красоты флоры. Не только цветы в бутонах, но и различные композиции из веток, травинок и нераскрывшихся бутонов привлекают внимание художников. Благодаря своим сложным переплетениям, неоднозначной композиции, уникальности форм и всевозможным нюансам они буквально притягивают наше внимание своей таинственной чудесной красотой. И чем реалистичнее передана вся тонкость, искренность и естественность того или иного цветка, бутона, травинки, тем более взволнованные и глубокие чувства вызывает такой натюрморт у всех ценителей прекрасного.
Начиная работу над натюрмортом с цветами, художник сталкивается с проблемой уже на стадии создания этюда. Увидев впервые беспорядочную кучу веток, цветов и бутонов, их хаотичное переплетение, художнику необходимо выделить тот единственный структурный силуэт, который задаст общий ритм всей картине, придаст пространственное единство изображенного. Такой найденный силуэт будет называться композиционным центром и составлять основу всей образной структуры натюрморта. Композиционный центр определяет тематическое направление картины и подчиняет себе все второстепенные детали, обуславливая единство и целостность изображенного на картине букета. Композиционный силуэт, как правило, зрительно напоминает каркас, на который нанизаны все остальные элементы, которые художник располагает в разных направлениях – в стороны, вверх и частично вниз. Листья, мелкие цветы и бутоны дополняют основную часть, придавая изображению ритм и завершенность. Именно эти детали придают натюрморту легкость, нежности, непринужденность и вызывают ощущение реальности изображаемого. При этом цвет, как и свет, играет важнейшую роль в обеспечении живости восприятия картины. Как правило, полными яркими цветами пишутся главные предметы, которые несут основную смысловую нагрузку всей композиции. Оставаясь в центре, композиционный силуэт всегда на виду, при этом второстепенные детали, как бы, поглощены тенью, затемнены или размыты.

Натюрморт с фруктами

Не менее популярным в натюрмортах является направление изображающее всевозможные плоды – натюрморт с фруктами. Яркость цветов, насыщенность красок, необычность форм привлекает не только художников, но и зрителей. Ведь изображенные фрукты смотрятся совсем как настоящие, их так хочется потрогать, вкусить, ощутить их чудный аромат. Изображенные фрукты, безусловно, наполняют нас ощущением полноты жизни, дарят радость и приятное возбуждение.
Натюрморты с фруктами являются основным направлением голландской живописи. При этом изюминкой голландского стиля считается реалистичное изображение насекомого, бабочки, стрекозы, мухи. Такое изображение является лишь мелким штрихом, дополняя рисунок и наполняя его своим неповторимым колоритом, ощущением живости и подлинности. Так на картинах голландских художников изображаются сочные персики, сливы, оранжевые абрикосы и красные вишни, вызревший виноград с лозами и зелеными листьями, закрученными усами, яблоки всевозможных оттенков и форм. Буйство красок, цветовые оттенки, игра света на поверхности фруктов – все оживает под кистью мастера, создавая ощущение полноты жизни, ее роскошности.
Создавая натюрморт с фруктами, голландские художники преследовали вполне конкретные цели: развить в человеке чувство прекрасного, заставить его поверить в яркость и неповторимость жизни и задуматься о красоте привычных взгляду вещей, увидеть уникальность повседневных мелочей. Своей цели художники достигают за счет композиционных решений, точной прорисовкой деталей, передачей неповторимого колорита спелых фруктов.
Через натюрморт голландцы передают свое отношение к окружающему миру неодушевленных вещей, а именно фруктов. Уникальность натюрморта с фруктами состоит еще и в том, что, используя всевозможные изобразительные средства, художнику удается передать не только цвет, но порой вкус и запах изображаемых предметов. Тонкие блики света на спелой кожуре фруктов или отблески на прозрачной стеклянной поверхности ваз создает ощущение живости и реалистичности натюрморта.
Изобразить натюрморт с фруктами, передав всю его уникальность, неповторимость, наполненность живыми красками – задача не из легких. Но с этой задачей в полной мере справились голландские художники XVII века, поражая и восхищая ценителей живописи ощущениями любви к жизни и неповторимости мира, которое прослеживается во всем их творчестве.
На нашем сайте вы можете встретить разные виды натюрмортов, написанные с использованием различных техник.
Приобрести готовый натюрморт: натюрморт с фруктами или же натюрморт с цветами, а также заказать свой вы можете, написав нам, или позвонив по телефону, указанному на странице «Контакты».

Купить натюрморт

Eoieou ea?oeiu ianeii

Главное меню

Копии знаменитых картин

Наши работы


Портреты на заказ Фреска